Скауты в Карабахе

Альберт Восканян

Скаут - стало быть, разведчик,

Значит, первый на пути.

Если ляжет мрак на плечи –

Разведи костер. Свети…

Сташенкова Екатерина («Будь скаутом»)

Ещё с детства много читал, слышал про скаутов, которые казались мне, что-то, типа пионеров, но более крутые. Не думал, не гадал, что когда-нибудь могу оказаться в их лагере.

В Шуши, на базе бывшего лагеря им.Гагарина, уже пятый год, карабахская НПО «Айки серунд» («Поколение Айка») организовывает лагерь для скаутов. Я получил приглашение от директора лагеря Армине Петросян приехать к ним и незамедлительно воспользовался этим приглашением.

Подъехав к воротам, я увидел подростков (парней и девушек) с ... дубинками в руках. Понял, что просто так меня не пропустят, я сказал им, что приехал по приглашению их директора. Они эту информацию проверили, потом пропустили меня.

Войдя на территорию лагеря, увидел красивую аллею с вековыми деревьями по краям. Дети разгуливали, готовились к приёму пищи (обед). Армине мне начала показывать сам лагерь. Между деревьями стояли палатки разных размеров, которые были подняты на деревянные доски из-за недавних дождей. Были большие палатки, где находились штаб, медпункт, продуктовый склад. Дети, кто разгуливал по территории, кто играл в волейбол, футбол, баскетбол... Потом, все они дружно пошли в свои палатки, взяли тарелки, ложки с вилками, кружки и пошли к кухне. По очереди подойдя к повару тикин Лусине, взяв свою порцию обеда с компотом, они пошли под большой навес... И меня угостили тем, что ели дети: гречка, мясо, салат, компот. Скажу, что я с большим удовольствием поел, выпил компота из малины. Потом, также дружно, дети пошли мыть свою посуду, которую, после этого, оставили, каждый у себя в палатке.

Были несколько детей из Степанакерта, Кашатаха, которых я знал. Спросил у них, как им здесь. Все они взахлёб начали рассказывать, как проходят их дни, как их возили в музеи г.Шуши, на Джедырдюз, как они здесь тренируются, чему их учат и т.д. Только одним были дети недовольны – дни быстро пролетели и скоро будет конец лагеря.

Показывая мне лагерь, Армине говорит: «В лагере мы занимаемся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Большое внимание мы уделяем воспитанию в патриотическом духе. Также, учим преодолевать трудности в экстремальных ситуациях. Дети уже могут правильно перейти реку, знают, как организовать переправу, как в лесу ориентироваться, пользоваться компасом, «разговаривать» знаками, т.е. то, что парням пригодится в армии. Такой лагерь мы проводим уже пятый год. И уже два года, как наши скауты пошли служить и мы знаем, что им легче удаётся служба, чем другим парням, которые не прошли никакой подготовки. В отряде у нас по 12 человек и у каждого из них есть своя обязанность. Например, кто-то отвечает за спорт, кто-то за медицину и т.д. У нас есть 8-ми летние дети и они тоже приучаются к ответственности...»

Я сказал Армине, что хочу быть на закрытии лагеря и вчера, до позднего вечера я был там. Видел, как дети пели, танцевали народные танцы, а потом, как по команде, многие из них... разрыдались. Армине и старшие вожатые начали детей успокаивать, но это был не один ребёнок, не два, у многих на глазах были слёзы, некоторые навзрыд рыдали. Я опешил, не ожидал, что такое может быть. А потом до меня просто дошло – детям здесь было хорошо, они приобрели много новых друзей, дети не хотят расходиться...

Был ночной костёр, были песни у костра, вожатый Азат спел на гитаре песни на армянском и на русском языках, дети читали стихи...

Поймал себя на мысли, что мне уютно здесь, что я прекрасно понимаю этих детей... Вдруг меня унёсло в моё детство, в Баку, в пионерский лагерь, тоже им.Гагарина в Пиршагах и также, по окончании, мы тоже не хотели расходиться, ехать домой...

Попрощавшись с детьми, вожатыми, директрисой, я поехал домой и решил, что обязательно надо будет выставить пост об этом скаутском лагере...