29 июня у нас официально отмечают день пропавших без вести. С утра с друзьями пошли на Мемориальный комплекс, где должно было проходить мероприятие, приуроченное этому дню. Там же установлен хачкар (крест-камень, - прим. АВ) в память пропавших без вести в первой и во второй наших войнах. Выступали представители властей, духовенства, матери и жёны, пропавших без вести. Когда завершилась официальная часть мероприятия, я решился пройтись по территории комплекса и очутился в той её части, где похоронены солдаты и офицеры Красной армии, умершие от ран во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.
В то время в Степанакерте находился военный госпиталь. Не все выжили, были тяжелораненные, которым медики не смогли помочь. Сорок четыре красноармейца похоронили недалеко от госпиталя, и впоследствии, 9 мая 1975 года, рядом с местом их захоронения был построен Мемориальный комплекс. На небольших могильных камнях были написаны имена и фамилии красноармейцев. Но среди погибших были такие, которым не смогли установить фамилии, и им поставили безымянные надгробные камни.
У одной из таких безымянных могил я увидел невысокого роста мужчину, лет пятидесяти, который стоял у надгробного камня. У могилы лежали свежие гвоздики. Проходя мимо него, я поздоровался и, когда мужчина ответил мне, повернувшись ко мне лицом, я его узнал. Мы не были близко знакомы друг с другом, но при встрече в городе, здоровались. Мне стало интересно, почему он стоит, понурив голову рядом с безымянной могилой умершего от ран неизвестного красноармейца. И я осмелился спросить его об этом, понимая, что может это и неприлично, но чистое любопытство взяло вверх.
Мы отошли в сторону, присели на скамейку, и Герман (так звали мужчину) начал рассказывать:
- Понимаешь, Алик, у нас дома на стене в рамке висит старый, пожелтевший от времени портрет моего дедушки, который не вернулся с фронта. Отец мой родился уже после того, как дед получил повестку на фронт, осенью 1941 года. Бабушка рассказывала, что она получила в декабре 41-го три письма от мужа, в течение одного месяца, где он писал, что жив - здоров, всё нормально. В последнем письме он просил, чтобы она ему не отвечала, что впереди их ждут жаркие бои и, если он останется жив, то снова сам напишет ей. Но письма больше от него не последовало. Бабушка всю жизнь ждала мужа с фронта, одна вырастила и поставила на ноги сына – моего отца. После войны, куда только она не писала, в какие только инстанции не обращалась, но всегда приходил один и тот же ответ – пропал без вести.
Бросив погасшую сигарету в урну, он сразу же зажёг новую и продолжил:
- Я был школьником, когда нас с классом привели на этот Мемориальный комплекс, и классный руководитель показала нам эти могилы, рассказав историю их появления у нас в Степанакерте. Я тогда подумал, а может, мой дед тоже где-то похоронен, и на могильном камне также нет надписи, кто покоится под ним. И уже много лет в этот день я прихожу сюда конкретно к этой могиле и ставлю цветы, тем самым отдавая дань памяти моему деду и всем без вести пропавшим. А иногда, мне на самом деле кажется, что дед мой похоронен в этой безымянной могиле.
Мы долго сидели молча, и попрощались только тогда, когда начал накрапывать дождик…
Aртур Сайбулаев Arthur_Sabulaev
1 год тому назад
ВСЕМ ПРИВЕТ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА МОЮ СТРАНИЦУ НА ДАННОЙ БЛОГ-ПЛАТФОРМЕ, ГДЕ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОЖЕСТВО СТАТЕЙ НА ТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ, РОССИЙСКОЙ ПРОСЫШЛЕННОСТИ, МУЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ, РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА И ОСТАЛЬНЫХ ТЕМ, СВЯЗАННЫХ С РОССИЕЙ. ВСЕ СТАТЬИ НА МОЕЙ СТРАНИЦЕ НАПИСАНЫ И ОПУБЛИКОВАНЫ ТОЛЬКО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ЧТО БУДЕТ КРАЙНЕ ПОЛЕЗНО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОССИЯН, НО ТАКЖЕ И ДЛЯ ТЕХ ИНОСТРАНЦЕВ, КТО ИЗУЧАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК, А ТАКЖЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ВСЕМ, ЧТО ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СВЯЗАНО С РОССИЕЙ...
0
0
Ответить
Показать больше