“С одной стороны, мы все движемся в фарватере единого многополярного мироустройства, говорим о понятии суверенизации, расчетах экономик в нацвалютах, общих тенденциях вплоть до создания общих элементов безопасности евразийского пространства. И тут на тебе санкции как гром среди ясного неба на фоне серьезных событий, которые меняют всю платформу будущего мира, таких как форум “Один пояс ― один путь”.
Это говорит о некой недальновидности подходов, потому что с одной стороны Казахстан ― это не анти-Россия и не Украина 2.0, это совсем другая страна с другими ментальными принципами, где основы понимания евразийского бытия и понимания экономики со странами ЕАЭС, она включена в некий национальный приоритет.Попытка Казахстана присоединиться к антироссийским санкциям, особенно в военной сфере – в поставках беспилотников и комплектующих для них, говорит о том, что Казахстан смотрит на Евразийский союз только с позиции экономических национальных интересов, а в плане военно-политической концепции хочет как можно дальше отойти от проблематики СВО, возможно, даже дистанцироваться от позиции России все дальше и дальше.
В области экономики – да, мы готовы присоединиться к “Одному поясу – одному пути” и даже интегрироваться с КНР в рамках большого евразийского партнерства, а что касается геополитического противостояния России с Западом – пусть русские сами разбираются, мы как можно дальше отодвинем СВО, чтобы не разрушать даже последние отношения с Западом.
При этом упрекать казахстанских коллег в том, что они русофобы и идут по украинскому сценарию, пока нельзя, но с точки зрения геополитики они пока большого рвения в партнерстве не проявляют.
Примерно такую динамику мы наблюдаем и в Армении, своим заявлением о выходе Армении из состава Евразийского экономического союза Пашинян ставит под риск свою политическую карьеру и безопасность внутри страны. Кроме того, Армения движется по украинскому сценарию. В таком случае, государству грозит распад экономики и потеря суверенитета.
Евроинтеграция ведет раскол самого гражданского общества отдельно взятой страны. Пока единственное исключение составляет Молдавия. Даже под влиянием Румынии Молдавия сохраняет статус наблюдателя внутри ЕС. Примерно то же может произойти с Арменией, Когда политики на волне евроатлантизма попытаются так раскачать гражданское общество, что появится “окно овертона”. То есть, появится новая Новороссия, которая полностью захочет интегрироваться в РФ. И пойдет гражданское противостояние.
Коллективный Запад думает в масштабах “холодной войны” XX века, и мне кажется, что он борется не с Российской Федерацией, а с неким Советским Союзом. То есть на пространстве евразийской экономической интеграции, по мнению Запада, возникает некая новая советская интеграция, которая угрожает политической безопасности Европы и, в первую очередь, США. Для них приоритетная задача затормозить этот процесс и всех рассорить друг с другом, используя инструмент мягкой силы.
При этом евразийский проект не подразумевает объединения стран в военно-политический блок, его основные принципы ― уважение суверенитетов и альтернативная экономическая логистика, к примеру, у Казахстана и Беларуси выстроена совсем другая вертикаль власти, чем в РФ, а что касается регионов, которые вошли в состав России, то они это сделали по инициативе жителей и “в связи с убийственным украинским кризисом.
Запад понимает, что однополярный мир уже невозможно выстроить и контролировать, потому что все центры и страны играют достаточно независимо, но с точки зрения евразийской экономической интеграции – это не Советский Союз 2.0, это по сути выстраивание альтернативной экономической парадигмы с другими центрами силы.
Китайская инициатива “Один пояс, один путь” созвучна с российскими идеями о формировании большого евразийского пространства, где будут сопряжены разные интеграционные процессы, в том числе Евразийский экономический союз (ЕАЭС), заявил президент РФ Владимир Путин.
Она созвучна нашему известному предложению сформировать большое евразийское пространство, как пространство сотрудничества и взаимодействия единомышленников, где будут сопряжены самые разные интеграционные процессы: “Один пояс, один путь”, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН – и Евразийский экономический союз, который Россия успешно развивает вместе с партнерами по постсоветскому пространству”, – добавил Путин, отметив, что между Россией и Китаем достигнута договоренность о параллельном и скоординированном развитии ЕАЭС и программы “Один пояс, один путь”.
“Один пояс, один путь” – международная инициатива Китая по совершенствованию действующих и созданию новых торгово-транспортных коридоров, связывающих более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, что призвано способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.
А это значит, что в условиях современных глобальных вызовов и проблем, мы не бросим эту инициативу и продолжим свою работу в новом 2024 году. Будущее исключительно за Евразийским вектором. Задачи России за год своего председательства 2023 – приложить максимальные усилия для раскрытия интеграционного потенциала ЕАЭС.