Елеазар Мелетинский: "Как спасти Россию?" (1992 год)

maksharip avatar   
maksharip

Мое кредо:1)Человек,2)Национальность,3)Религия созвучно с мнением выдающегося филолога, историка культуры, доктора филологических наук, профессора Елеазара Моисеевича Мелетинского (1918-2005)

1)Человек.2)Национальность.3)Религия.
Контрольный пакет(51%)в обществе должен всегда принадлежать Человеку и Человечности.Остальные 49% надо умело распределять между Национальным и Религиозным.Иначе человек превращается в "зомби".И есть примеры,когда под влиянием идей,овладевающих массами и становящихся материальной силой,целые народы и государства превращались в сборище "зомби".Крестовые походы,фашистские и нацистские государства,государства коммунистической идеологии,т.н."исламские государства",идеологии Гитлера ("Майн кампф") ("Чучхе") Ким Ир Сена,("Зелёной книги") Муаммара Каддафи,идей Мао-Цзе-Дуна,Пол Пота и тысяч других ложных и дьявольских обманок,увлекающих людей на путь насилия,крови и страданий.
Вера не должна превратиться в фанатизм.
Национализм не должен превратиться в нацизм.
А это возможно только при условии,что "контрольный пакет" в общежитии людей всегда будет в руках у Человека.
Это правило-аксиома должно было-бы соблюдаться в любом государственном и цивилизованном сообществе.
Когда Проханов,к примеру,марширует в колонне харугвеносцев в майке с надписью:"Православие или смерть!"-это уже "зомби".
Когда смертники со взрывчаткой на теле или в автомобиле взрываются в людных местах и их жертвами становятся ни в чем не повинные люди-это "зомби",как и летчики-камикадзе ("божественный ветер")
Чем больше в человеке и в любом сообществе Религиозного или Национального ,тем меньше в них Человеческого.

Елеазар Мелетинский: "Как спасти Россию?" (1992 год)

Павел Пряников на своей странице дал ссылку на весьма любопытную видеозапись начала 1992 года из архива Виталия Третьякова. Вскоре после распада Советского Союза в прямом эфире российского телевидения собрались две команды интеллектуалов - условных "охранителей" (имперцев) и "прогрессистов" (демократов), чтобы ответить на вопрос "Как спасти Россию?". Ведущим программы был Александр Радов. Примечательно, что, если судить по риторике и кругу обсуждаемых проблем, то создается ощущение, что в России за 25 лет мало что изменилось. Почти те же лица и сейчас выступают на телевидении и пишут в интернете, продвигая те же самые идеи. Хотя тогда Михаил Леонтьев, Виталий Третьяков и Андроник Мигранян все же маскировались под демократов - время было такое. Приведу список участников этой программы. Команда газеты "День": Александр Проханов, Сергей Кургинян, Александр Дугин, Шамиль Султанов, Эдуард Володин, Сергей Бабурин, Владислав Шурыгин. Команда "Независимой газеты": Виталий Третьяков, Михаил Леонтьев, Андроник Мигранян, Александр Ципко, Сергей Каледин, Елеазар Мелетинский, Сергей Пархоменко.
Наиболее интересным и содержательным мне показалось очень эмоциональное выступление выдающегося филолога, историка культуры, доктора филологических наук, профессора Елеазара Моисеевича Мелетинского (1918-2005) - парировал он тогда Александру Дугину.
Мелетинский известен как основатель исследовательской школы теоретической фольклористики и непосредственный участник создания энциклопедических изданий «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь». Важно помнить, что он прошел через Великую Отечественную войну и сталинские лагеря, но вопреки всему все-таки смог состояться как ученый с мировым именем. Я вырезал из передачи фрагмент с его выступлением и сделал расшифровку. По-моему, то, о чем Елеазар Моисеевич говорил тогда, очень актуально и по сей день.
Елеазар Мелетинский. "Как спасти Россию?"
"Мне кажется, что защита прав человека - это не защита малого, а это как раз защита великого. А государство существует только для того, чтобы защищать этого человека. И в этом все дело. И если мы хотим сохранить цивилизацию, а не тоталитарное государство с рабами и господами, с полицией и какими-то фальшивыми идеалами, то мы должны перейти к государству, в котором человек и человеческие права стоят на первом месте, и где мысль личности, свобода личности, мышление личности становятся в центре.
Чтобы это осуществить и чтобы спасти Россию (а иначе мы Россию никогда не спасем), мы должны освободить свои головы от мифологической путаницы, которой они набиты. Потому что марксизм-ленинизм - это была настоящая мифология и с самого начала, поскольку это просто утопическая идея царства божия на земле вместо царства на небе - христианство наоборот, - такая сатанизация христианства, если хотите. И я не хочу сейчас терять время, но могу вам доказать, что марксистская идеология воспроизводит самые архаические мифологические схемы: раннее время, время творения, его активизация в празднествах, культурный герой там Ильич-Кузьмич и т.п.
Но дело не в этом. Вот у нас отпала эта официальная, догматическая идеология марксизма-ленинизма, и это, так сказать, великое счастье. Но на ее место пока не пришла свободная человеческая мысль. Свободомыслия никакого нет. Что же пришло? Перевернулись на другой бок. Прежде всего, чисто мифологическая идеализация прошлого. Разумеется, дореволюционное время, грубо говоря, было гораздо лучше революционного, но тем не менее оно тоже было совсем не светлым, иначе бы революции никакой не было. Сейчас начинается возрождение тех же самых партий в точности. Те же самые казаки в тех же папахах, с теми же саблями - не знаем куда деваться от умиления.
Приезжают какие-то потомки эмигрантов - не знаем как их облизать. Это и есть идеализация прошлого. Дальше... Марксизм перевернул христианство наоборот... Сейчас, слава Богу, открывается возможность религиозного возрождения. В принципе это очень хорошо, потому что для массы людей, по крайней мере, нравственные ценности тесно связаны с религией, хотя это и не совсем обязательно. Ну и что теперь получилось? Это самое православие (если говорить о России) возвращается в формах, к сожалению (не для всех, конечно, но для многих), в частности, даже в наших средствах массовой информации - в формах очень похожих на те формы, в которых был марксизм. Такая же агрессивность, такая же ограниченность, такая же внешняя ритуальность и т.д.
И параллельно с таким же возрождением православия в такой форме происходит возрождение мусульманского фундаментализма, который в своем полном безобразии выступает в Иране и в значительной мере становится популярен в наших среднеазиатских республиках. Вот что мы имеем. Кроме того, мы имеем целый поток иррационализма, включая колдунов, инопланетян, экстрасенсов, всяких кашпировских и что хотите. И средства массовой информации, наши либеральные, демократические средства массовой информации не устают это все пропагандировать, что меня крайне удивляет.
Конечно, все это имеет право на существование, но не в таких масштабах и не с такой агрессивной настойчивостью. И, наконец, таким образом, никакого индивидуального свободомыслия нет - остается такая квазисоциалистическая соборность (употребляя, так сказать, церковный термин). Был коллективизм - теперь у нас какая-то соборность того или иного фасона. Все это еще, помимо прочего, не всегда, но как правило, имеет националистический оттенок, и этот националистический оттенок еще появился в самом марксизме. Начиная с войны, у нас достаточно было русского национализма, достаточно было всяких национальных потуг во всех республиках. И теперь мы видим, так сказать, результаты.
Мы видим какая реальная массовая идеология идет на смену официальному марксизму-ленинизму? Националистическая идеология всех фасонов, во всех республиках. И вот наша эта самая империя или великая Россия, государство советское распалось идеологически под напором всех этих национальных, так сказать, "освобождений"... Я сожалею о том, что распалось, но я прекрасно понимаю, что никакими силами ее собрать уже нельзя, и что самое правильное - дать уже возможность народам делать то, что им хочется. Но во всяком случае радоваться тут нечему. Национальная мифология - это сейчас основной вид мифологии, которая в нашем этот СНГ и господствует. Все это очень-очень жалко. И никакая русская идея нас никак не спасет, потому что русская идея - это есть идеологическое основание для сохранения своей отсталости и недостаточной в чем-то цивилизованности. И вот мы видим к чему это приводит"
http://philologist.livejournal.com/8357856.html
Комментариев нет