В пятницу, 11 июня, В английском графстве Корнуолл стартовал саммит G7. Нынешняя встреча «семёрки» стала уже 47 по счёту. Первый саммит состоялся в 1975 году во дворце Рамбуйе возле Парижа.
С тех пор организация много раз видоизменялась. Так, например, с 1998 по 2014 годы состав участников расширился до 8 с приходом России. Однако в связи с событиями на Украине Москва покинула данное объединение.
Куда более важным является другой изменение. Если на момент создания G7 суммарный ВВП стран-участниц составлял 70% от глобального уровня, то сейчас этот показатель едва достигает 40%.
Таким образом возникает вполне резонный вопрос. Насколько релевантна «семёрка» в качестве лидерского форума? В частности, подобным вопросом задаётся Китай, чей вклад в мировую экономику из всех членов G7 сопоставим лишь с американским. Пекин крайне обеспокоен попытками США создать на базе объединения «антикитайский фронт». Кстати, то же самое относится и к России, хотя и в несколько меньшей степени.
Впрочем, у России с Китаем есть свой ответ в лице БРИКС. Несмотря на чуть меньший, по сравнению с G7, суммарный ВВП, государства-члены организации обладают куда более значительным потенциалом ввиду демографических и территориальных показателей. Посему обход «семёрки» по экономическим показателям является лишь вопросом времени.
Казалось, бы биполярная система мироустройства распалась 30 лет назад. И тогда всем казалось, что возврата к противостоянию глобальных Запада и Востока более не будет (вспоминаем Фукуяму и его «Конец истории»). Однако геополитическая реальность неизменно расходится с утопичными представлениями о международных отношениях. Место ОВД теперь занял БРИКС (хотя структура на данный момент является не в пример более «рыхлой»), а G7 (и, разумеется, НАТО) остались на всё тех же позициях. Идея «глобального миропорядка» вновь потерпела крах. Впрочем, вспоминая российский опыт «встраивания» в западные институты в девяностые и начале нулевых, можно смело сказать, что затея изначально была обречена на провал.
P.S. Кто мог отметить, что в данной колонке ни разу не был упомянут формат G20. Проблема «двадцатки» так же предельно очевидна. Чем больше сторон, тем ниже их договороспособность. И несмотря на потенциал участников, стать монолитным объединением формат, к сожалению, не способен. В качестве примера можно вспомнить вечную «грызню» на полях ООН и почившую по итогам Второй Мировой Лигу наций.