Глава из моей книги "Беспричальные берега":
----------------------
Кстати, фильм-то вредный!
Смотрите. Показано статистическое учреждение всесоюзного масштаба: директриса подчиняется непосредственно министру. Что такое статистика? Единственный способ грамотно вести хозяйство. Без точного учета нельзя планировать. Короче: плохая работа этого учреждения развалит страну.
Вначале оно работает прилично, все заняты делом. И нам внушают, что директор – мымра, дура и урод.
Затем герой Мягкова устраивает шапито и влюбляет ее в себя. Он милый и душевный? Его мотив – любовь?
Как бы не так. Вспомните: что он делает при первом же успехе? Втихаря глумится над «любимой»: по-жлобски закидывает ноги на директорский стол и втыкает на башмак очки. Он ведь ее изображает в виде ботинка! Это верх отвращения – точнее, ненависти – к грамотному и полезному для страны руководству! (В некоторых странах забрасывание ботинками – худшее оскорбление.)
Он диссидент, к тому же трусливый. Даже на кухне побоится ругать страну – лишь наедине с собой.
После секса, оборзев, Новосельцев открывает жопой директорский кабинет и садится на стол. И вырывает средства связи: «Чтоб твои министры нам не мешали». Чем снова выражает ненависть к руководству. А режиссер внушает нам, что это хорошо!
Калугина видит это и всё равно ведется на его дальнейшую игру. Почему? Потому что одурела из-за «любви»! Самадура. Она поддалась на либеральную замануху «индивидуального счастья» и забыла об обществе – в итоге потеряет всё.
Первый шаг на пути к «счастью»: секретарша наглеет и покрикивает на нее. Затем Калугина впервые в жизни опаздывает на работу. Подано это умиленно: мол, человеком становится… В финале она полностью ведется на провокацию и уже сама портит мебель и документы. Теперь и она разрушитель. Хэппи энд.
Смотрим дальше.
Кто такой Новосельцев? Второе «я» режиссера, голос за кадром. Он начинает фильм язвительной фразочкой «Как всем известно, труд облагораживает человека». Первая фраза произведения очень важна! Вообще вся вступительная тирада – чисто диссидентское глумление над государством.
Многозначительна его шутка насчет «Мальборо»:
– И дым отечества нам сладок и приятен…
Ясно, какую страну он втайне считает отечеством?
Работник он плохой, это многократно подчеркнуто. Почему? Он что, ленив или бездарен? Нет. Просто его бесит работать на «эту страну» – как любого диссидента.
А его напутствие сыну перед школой?
– Не смей мазать стул воспитательницы клеем!
Частицу «не» разум отсекает. Остается указание к действию… Нагадь руководству!
Нет, я не говорю, что он врет от начала до конца, и Калугина ему нисколько не нравится. Люди диссидентского типа всегда хотят оправдаться, выглядеть ангелами. Наверняка он внушил себе, что любит директрису: карьеристской мразью чувствовать себя неуютно. Кроме того, он прется от возможности ей «покровительствовать», быть «выше» ее. Так что там целый набор.
А положительного героя сыграл Басилашвили.
– Чего?! – вскинетесь вы.
Да, все привыкли считать его гадом… Но давайте подумаем.
Он настолько занят работой, что единственный не в курсе сплетен о «романе»! Дело для него превыше всего – как и подобает настоящему мужику.
Дура и шлюха Рыжова пристает к нему, пока муж далеко. Какая, на фиг, любовь?! Жажда карьеры, как и у ее копии Новосельцева! Отхватить более успешного мужика – вот и вся любовь.
Или вы сомневаетесь, что она бросит мужа, если Самохвалов поддастся (как Калугина Новосельцеву)? В тот же день бросит! А подвернется кто еще богаче – мигом переметнется к тому. И сама перед собой будет кривляться, любовь разыгрывать: шлюхой-то себя чувствовать неуютно.
Так что отшил ее новый замдиректора более чем правильно. Кроме всего прочего, он женат, и интрижка на стороне для него морально невозможна. А Рыжова не только мужу готова изменить, но и «любимого» тянет в грязь измены.
Единственный недостаток Самохвалова: любит хвастать достижениями (сей страшный грех разоблачает его фамилия). Но не жаден, готов и поделиться.
Зачем он предложил Новосельцеву подкатить к «мымре»? Чтоб получить в структуре «своего человека» и с его помощью улучшить управление – то есть исключительно для пользы дела. Нормальная логика нового начальника.
Видя творящийся бардак, он открывает директрисе правду. Мы ведь лишь со слов Мягкова знаем, что он «раскаялся и полюбил» – но вы внимательней посмотрите… В каждом его шаге расчет, он анализирует реакции Калугиной и поступает соответственно. Зачем ему отдел «легонькой промышленности»? Муж директрисы – гораздо круче. К этой цели он и идет всю вторую серию.
Да, он хочет и учреждение угробить – а тогда жена потеряет работу. Вроде противоречие. Но, как и в любом диссиденте, в нем борются личная жадность и желание нагадить стране. Вечная драма тонкой либеральной души…
Итог: контора развалена, все счастливы. И Рязанов внушает нам, что карьеристы, диссиденты и шлюхи – прелесть какие милашки, а честный работник – гад.
Последние слова так же важны, как первые. И вот финал фильма:
– Ненавижу!
– Куда едем?
– Прямо.
И чегеваристый водитель («символ свободы») везет их прямо – к светлому будущему. Где мы с вами и живем: развал всего, унижение страны, торжество либерализма…
Снято талантливо, даже гениально, и потому еще более вредно. Этим фильмом Рязанов нагадил России хуже, чем Солженицын всеми своими опусами. Фильм снят в 1977 году – и десять лет размывал мировоззрение людей, готовил «перестройку».
Тяжело об этом писать, потому что этот фильм я люблю с детства и пересматривал множество раз. Но приходится сопоставлять факты…
Комментариев нет