На фоне жесточайших бомбардировок сектора Газа запускается политический процесс дальнейшего обустройства этой территории на выгодных для Израиля условиях под эгидой США. Из предложенных вариантов Нетаньяху выбирает тот, которые не предполагает и намека на создание хоть какой-то государственности – ввод многонациональных сил наподобие Многонациональных сил и наблюдателей на Синайском полуострове, следящих за выполнением Кэмп-Дэвидских соглашений 1979 года на границе с Египтом.
Два других варианта – временное управление под эгидой ООН или арабских государств под контролем Запада – под разными предлогами отметены. А отвергнуты они потому, что предполагают временное участие третьих сторон в контролировании сектора Газа, после чего предполагается, что там установится некая местная палестинская власть. В то время как «синайский вариант» предполагает неопределенный статус территории сколь угодно долго, что вполне устроит израильских супрематистов во главе с Нетаньяху.
Главная цель Нетаньяху с самого начала его прихода к власти было не допустить создание Палестинского государства. Именно с этой целью он ещё почти 20 лет тому назад начал политику по укреплению ХАМАС, противопоставляя его «Движению за национальное освобождение Палестины» (ФАТХ) в Палестинской национальной автономии. Радикалы, по мысли Нетаньяху, должны были внести не только раскол в движение сопротивления, но и помешать объединению двух анклавов, для того чтобы не допустить раздела «Святой Земли».
Но не только. Он поддерживал ХАМАС даже в борьбе со своими политическими оппонентами. Например, после вывода израильских поселений из сектора в 2005 году Газа Нетаньяху покинул в знак протеста пост министра финансов и в пику новому премьеру Эхуду Ольмерту, который пытался договориться с Палестинской автономией о заключении мирного соглашения, включающего сектор Газа, начал заигрывать с ХАМАС. Став депутатом Кнессета, Нетаньяху принялся спекулировать на возвращении утраченных территорий и консолидировал правый электорат.
В 2009 году он стал премьер-министром и, уже возглавляя правительство, освободил из тюрем
более тысячи заключённых хамасовцев в обмен на одного пленного израильского солдата и позволил Катару финансировать ХАМАС. Более того, в течение последних 12 лет Нетаньяху блокировал усилия Всемирного банка по восстановлению Газы, чтобы отсечь от участия в обустройстве этой территории Палестинскую автономию и тем самым купировать процесс воссоединения двух анклавов.
Нетаньяху считал, что разрыв политических связей между Западным берегом и сектором Газа помешает любому мирному процессу, который мог бы привести к созданию двух государств – Израиля и Палестины. Поэтому делал все, чтобы заполнить территорию между двумя анклавами еврейскими поселениями, изгоняя местных арабов.
Показательно, как менялись общественные настроения в отношении идеи двух государств после того, как Нетаньяху пришел к власти в Израиле. Если в 2009 году на создание двух государств были готовы пойти 78% израильтян, то в 2023 году – лишь 42%. Однако после терактов 7 октября говорить об этом в Израиле уже невозможно. И в этом плане победа на стороне правых сил Нетаньяху, выступающих за «землю без народа для народа без земли».
Однако расчет на то, что население Газы заберут на спасение от бомбардировок Египет и Иордания, не оправдались, и Нетаньяху придется решать вопрос, что делать дальше с сектором Газа. После утроенного геноцида возможностью изменить направление конфликта с палестинцами Нетаньяху безвозвратно утратил и, судя по просочившимся в прессу деталям послевоенного устройства Газы, собирается превратить эту территорию в некий эфемерный режим под американо-израильским контролем. Правда, архитекторы нового порядка забывают одну важную деталь – какова будет обратная реакция испытуемых?