Британские журналисты провели необычный опрос перед Рождеством.
За две недели до Рождества, которое в Великобритании отмечается 25 декабря, журналисты задали детям Лондона вопрос: «Кто такой Иисус Христос?»
Варианты ответа были следующие: а) игрок «Челси»; b) Божий Сын; c) телеведущий; d) участник «Х-фактора»; e) астронавт.
Из тысячи опрошенных детей примерно 20 процентов выбрали первый вариант.
Рождество — красивый и торжественный праздник, который отмечается в мире почти две тысячи лет. Его празднуют все: и взрослые, и дети, и те, кто верит в Иисуса Христа, и те, кто не верит, что Он приходил на землю, чтобы спасти нас, грешных.
Работая над статьей, я посмотрел несколько форумов в интернете, где посетителям задан был вопрос: «Что для вас значит праздник Рождества Христова?» И вот какие ответы нашел:
«Я, если честно, не задумываюсь над смыслом праздника. Просто хорошо, что он есть. Не в плане лишнего выходного, а просто приятно видеть, когда те, кто более-менее верит, радуются и празднуют». А один подросток из США ответил: «Рождество — это время, когда мы вдруг очень активно начинаем играть в христианство. В этот день мы особенно хотим понравиться Христу, как будто один день может заменить собой целый год. А вообще, Рождество — классный праздник, потому что в школу не надо идти, да и вообще можно хорошо повеселиться».
Результаты опросов общественного мнения показали, что истинный смысл Рождества большинством людей успешно забыт. Лишь третья часть опрошенных ответила, что этот праздник связан с рождением Христа. Для остальных же смысл Рождества — в подарках, елке, хорошем застолье в кругу друзей.
Как-то на одном детском празднике, устроенном в честь Рождества, детей спросили: «Каких особых гостей мы пригласим к нам на Рождество?» — Как вы думаете, что ответили дети? — «Деда Мороза и Снегурочку!»
Конечно, скажете вы, эти дети были из неверующих семей и поэтому так ответили. Дети же верующих родителей знают, что такое Рождество, и знают, кого нужно приглашать на этот праздник.
Возможно, и знают, но исполняют ли это в своей жизни? Мы, взрослые, не можем требовать от детей того, чего не делаем сами. А что делаем мы? Какой пример подаем им? Это легко проследить, если ответить всего на два вопроса: на что мы тратим время в праздники и чем заняты наши мысли?
Ответ прост: подготавливаемся к тому, чтобы хорошо провести время в подходящей компании, закупаем подарки для близких и любимых, готовим праздничную пищу, затем ее поглощаем, торжественно или тайно вручаем подарки, поздравляем друг друга с праздником. В общем, все происходит так, как будто бы у всех, кто нас окружает, день рождения. А ведь по-настоящему день рождения не у них и не у нас, день Рождения — у Христа. Именно Он — Тот, Кого следует чтить в эти дни. Получается, что мы или что-то не то отмечаем, или не знаем, как правильно праздновать день Рождества, поэтому и наши дети до конца не понимают истинного смысла этого дня.
Сегодня многие христиане говорят, что «Рождество превратили в типично мирской праздник».
- Как отмечают праздники по миру?
По этой ссылке вы можете увидеть как в мире празднуется этот великий праздник — http://feedproxy.google.com/~r/fresherfeed/~3/Jd-8DkpokTM/
Вот лишь несколько примеров:
США. Гонолулу, Гавайи. 25 декабря. Гавайский Санта-Клаус на рождественской ёлке.
Италия. Венеция. 21 декабря. Традиционное соревнование по гребле в костюмах Санта-Клаусов.
Франция. Ла-Флеш, Сарта, Страна Луары. 23 декабря. Угощение для белого медведя в зоопарке, завёрнутое в стиле рождественского подарка.
А вы не задумывались над тем, что, может быть, все совсем наоборот, поэтому так все по-мирски и происходит? Знаете ли вы, откуда берет свое начало этот праздник? Если нет, то давайте приоткроем завесу и заглянем немного в историю этого праздника.
Итак, много ли мы знаем об истории праздника Рождества Христова?
Языческие корни христианского праздника
Давайте посмотрим на историю христианства и попробуем отыскать там ответы на наши вопросы. Бесспорно, главной причиной празднования Рождества Христова стало рождение Сына Божьего. Но Рождество не праздновалось первыми христианами. Причиной было то, что ни одно место в Священном Писании не предписывает нам отмечать этот праздник. И еще: никто не знает точной даты рождения Иисуса. Именно поэтому подлинные корни этого праздника нужно искать в истории.
«Из документов видно, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать день Рождества Христа 25 декабря.
Почему выбор пал именно на этот день, а не на какой-нибудь еще?
Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает.
Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца, праздновали шумно… с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры…” В общем, делали то же, что мы делаем на Рождество в 21 веке.
Сатурналии (праздник в честь Сатурна) были до того популярны в народе, что люди не хотели от них отказываться, даже становясь христианами. Видя эту проблему, в 354 г. по Р. Х. римский епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
Такое «присоединение» языческого праздника к христианской Церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем. Блаженный Августин призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто это солнце сотворил.
Прямую связь между днем поклонения богу солнца Митре (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу) признают и сами православные священники. Так, Александр Мень отмечает: «Следы огромного влияния митранизма (ред: древнейшая религия Востока, бог – Митра) сохранились, однако, и поныне. О нем говорит хотя бы тот факт, что с 25 декабря, «дню рождения солнца», было в 4 веке приурочено празднование Рождества Христова».
Первые разногласия начались в эпоху Реформации. Многие протестантские церкви того времени отказывались праздновать Рождество, утверждая, что это небиблейский праздник, что у него — языческие корни.
Считается, что начало этому празднику задала именно Америка, празднующая Рождество с 1820 года. И, к сожалению, Рождество Христово стало там больше семейным праздником, чем церковным.
Значит ли все это, что мы тоже не должны праздновать Рождество? Конечно же, нет.
Зачем христианам отмечать Рождество?
Рождество — прекрасный праздник, который напоминает нам о Великом Божьем даре для нас, и праздновать его надо. Вопрос только в том: как?Давайте сегодня посмотрим на то, каким должно быть Рождество для нас, верующих.
Мы уже говорили с вами о том, что в день Рождества у нас все происходит так, как будто бы у всех, кто нас окружает, сегодня день рождения. Люди дарят подарки друг другу, забывая об истинном Герое праздника! А ведь родился-то Христос, а не мы! И подарки нужно нести не нам, а Ему!
Позвольте спросить: как бы вам понравилось, если бы гости, пришедшие к вам на день рождения, начали дарить подарки друг другу, совсем не обращая внимания на вас?
Друзья, а знаете ли вы, почему на Рождество люди дарят друг другу, особенно детям, подарки? Эта традиция взята из Библии. В Евангелии мы читаем о том, что, когда Иисус был рожден, Ему принесли подарки волхвы: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мтф.2:10,11).
Согласно восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил Младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царем.
Почему же сейчас люди, помня эту историю, делают все наоборот и забывают о подарках Тому, в честь Которого и устроено это торжество?
Подарки для Христа
Некоторые рассуждают следующим образом: «Иисус не находится среди нас во плоти, как все остальные люди. Поэтому мы и не можем преподнести Ему подарок. Именно поэтому мы дарим что-либо друг другу». Другие говорят: «Иисус — это Бог. У Него все есть. Он ни в чем не нуждается. Что же мы можем Ему подарить?»
Безусловно, достойного подарка мы не купим в магазине и не смастерим своими руками. Возможно, именно поэтому мы и стремимся сделать приятное хотя бы людям — и это хорошо, это правильно. Но Богу мы тоже можем приподнести некоторые подарки.
Назначение подарка — угодить человеку, принести ему радость и показать свое уважение к нему. А теперь давайте подумаем, что может принести радость Богу? Что может показать Христу нашу любовь и уважение к Нему? Чем мы можем Ему угодить?
Если вы думаете, что можем подарить Иисусу в день Его рождения только духовные подарки, то мы глубоко заблуждаемся. Чтобы это понять, давайте обратимся к Священному Писанию и прочитаем Евангелие от Матфея (25:31-40):
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Иисус не находится с нами во плоти, как это было 2000 лет назад. Однако мы и сегодня можем принести Ему подарки: накормить и одеть бедняков, помочь нуждающимся, посетить больных, одиноких и страждущих. Господь сказал: «.. . так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Самый же драгоценный подарок, который мы можем сделать Богу, — это принять Его дар нам: Иисуса Христа и спасение, которое Он дает. Еще один бесценный дар Богу — это не только самим принять Его дар спасения, но и поделиться этим даром с ближними, рассказав им о спасении через Иисуса Христа, Который завещал нам: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мрк. 16).
Рождество — это день поклонения Царю царей
В Евангелии от Матфея, 2 глава, мы также читаем о том, что волхвы пришли к Иисусу не только для того, чтобы поднести подарки, но и для того, чтобы поклониться Ему: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Ежегодно тысячи паломников прибывают в Вифлеем, чтобы поклониться месту, где родился Иисус. Множество людей в эти дни идут в храмы, чтобы поклониться Его образу. Все люди, без исключения, кому-то или чему-то поклоняются.
Кто-то поклоняется национальной идее, кто-то поклоняется политикам, кто-то певцам или музыкантам, кто-то поклоняется богатству, кто-то поклоняется другим людям, а кто-то вообще поклоняется просто себе. Человек не может жить без поклонения.
Значение слова «поклонение» — отдача высочайшей чести и почета. В словаре Ожегова мы читаем: «Поклоняться — относиться к кому/чему-нибудь с почитанием, благоговейно чтить. А почтение — глубокое уважение, вежливость. Преклонение же — глубокое уважение, восхищение, обожествление».
В Ветхом Завете люди поклонялись Богу, принося какие-то дары или жертвы. Среди других народов и культур мы также можем встретить разные виды поклонения или почета. Например, в Древней Руси, кланяясь, падали на колени и прикасались головой к земле, челобитную били. А, например, мусульмане, поднимают руки к небу, как будто бы что-то принимая, затем проводят по лицу и кланяются, стоя на коленях.
Что же Библия говорит нам о том, как мы должны поклоняться Богу?
Для описания поклонения в Библии используются еврейские и греческие термины. Еврейское слово означает «кланяться, преклонять колени», то есть поклониться перед другим человеком в знак уважения и смирения пред ним. В книге Бытие (22:5) читаем: «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Это понятие также включает в себя падение на колени и касание земли головой. В этой же книге,19 глава, говорится, что «Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли». Именно это слово используется при описании поклонения Богу или идолам (ложным богам) в книге Бытие, 22 глава, и в книге Исход, 24 глава.
Часто под словом «прославление» люди понимают песнопения во славу Господа. На самом деле прославление Бога в песнях – это лишь малая часть того, что включает в себя истинное прославление. На словах легко прославлять. Намного легче сказать, чем сделать…
Поэтому настоящее поклонение заключается в том, чтобы во всем, что мы делаем, прославлялся наш Небесный Отец. Подобно тому как вещь прославляет своего изготовителя, так и мы должны прославлять своего Творца во всем, что бы мы ни делали. Примером в этом для нас является Иисус.
Католики и протестанты всего мира отмечают один из главных христианских праздников – Рождество. Не стали исключением и христиане Ближнего Востока. Но чтобы отстоять свое право на праздник, им приходится противостоять боевикам ИГИЛ.
Для христиан Рождество является прекрасной возможностью и поводом засвидетельствовать об Иисусе Христе и спасении, дарованном человечеству через веру в Него. А для неверующей части населения земли этот праздник является ежегодным напоминанием об Иисусе Христе, Боге во плоти. Пусть это так и будет для нас, друзья. Давайте не будем просто слепо следовать традициям нашего народа, а во всем и в будни, и в праздники угождать прежде всех Богу. Да даст Он нам всем Своей мудрости в этом.