В начале этого года на Украину навалилось множество проблем. Это и рост заболеваемости коронавирусом, и нагнетание обстановки на фоне предположений о возможном вторжении России, рост инфляции и прочее.
На этом фоне стала меньше освещаться, но не стала менее важной, проблема дефицита голубого топлива.
На сегодняшний момент в подземных хранилищах Украины осталось около 6,6 млрд кубометров газа, предназначенного для внутренних нужд страны. Дефицит топлива только в первом квартале составляет около 2 млрд кубометров.
Зима в этом году в Украине холодная и в ближайшее время оттепелей не предвидится. Это говорит о том, что газ остро необходим нашей стране. Пиковые нагрузки в отопительный период не удастся преодолеть без импорта голубого топлива.
А вожделенный импорт получить не откуда. По крайней мере, по желаемым ценам. В условиях нынешней политики российского “Газпрома” лишнего газа в Европе просто нет. И, соответственно, возможность получать его по реверсу у Украины отсутствует.
На территории Украины есть газовые хранилища с европейским газом. Но никто его Киеву не отдаст. Ни бесплатно, ни за дешево.
Из-за резкого роста цен на газ с конца осени в Европе начался острый энергетический кризис. Он не миновал и нашу страну. В добавок к очень высоким спотовым ценам на газ, Украина испытывает нехватку угля. Эти два фактора привели к остановке части ТЭС в стране.
Национальный газовый оператор “Нафтогаз” испытывает “глубокий финансовый кризис”, и для оказания ему поддержки властям страны необходимо изысткать около трех миллиардов долларов.
На этом фоне появились заявления бывшей исполняющей обязанности министра энергетики Ольги Буславец и экс главы “Нафтогаза” Андрея Коболева. Они высказали схожие предположения о возможных вариантах развития ситуации.
По мнению экспертов Украине придется сократить потребление промышленных предприятий, что вызовет спад и без того слабой промышленности. Другим вариантом является ограничить поставки газа для ТЭС и котельных. В этом случае украинцы останутся без отопления и горячей воды, что также нежелательно. И третий вариант. Если газа нет, но он очень нужен, то возможно придется его “изъять”.
Третий вариант Коболев и Буславец считают крайне нежелательным, но возможным. Речь идет об отборе из трубопровода российского транзитного газа.
Все три варианта развития событий крайне нежелательны. При этом, в случае крайних обстоятельств руководство страны скорее всего решится на воровство газа у России.
Это может обернуться штрафами, очередным международным скандалом и статусом недобросовестного транзитера. Но это будет потом. Сейчас главное пережить зиму.