После смены главы МВД ожидается переформирование ведомства.
Почти семь с половиной лет занимавший этот пост Арсен Аваков ушел в отставку в середине июля. Его сменил Денис Монастырский.
Теперь команда Зеленского намерена провести крупные реформы в министерстве.
В настоящее время в структуру МВД, за исключением полиции, входят также пограничная служба, Национальная гвардия, Миграционная и спасательные службы. В основном это самостоятельные системы, лишь формально координируемые МВД.
О том, что новому главе ведомства поставлена задача по его переформированию заявил глава фракции “Слуга Народа” Давид Арахамия. Он сообщил, что “у правящей коалиции есть план институциональный относительно того, что такие большие министерства надо разбивать на несколько инстанций. Одна из таких главных задач, которые будут стоять перед министром – это сделать разделение этих частей”.
В качестве первого шага намечено отделение Нацгвардии и погранслужбы.
Численность Гациональной гвардии в настоящее время составляет около 45 тысяч человек. Структура отвечает за национальную безопасность страны. Сотрудники также осуществляют патрулирование улиц в городах.
Должность компндующего президент обязан согласовывать с министром внуьренних дел, который осуществляет административное и военно-политическое руководство структурой.
Идея вывести Нацгвардию из состава МВД и подчинить напрямую президенту впервые была озвучена Офисом Зеленского два года назад. В качестве основного аргумента указывалось, что с момента начала АТО на Донбассе весной 2014 года, гвардия в основном занимается защитой национальной безопасности, а не патрулирвоанием улиц. А это находится в сфере полномочий президента.
В качестве контр-аргумента в МВД приводят европейскую практику включения Нацгвардии в состав МВД. Это облегчает сотрудничество с полицией при охране общественного порядка. В МВД заявляют, что президент, являясь Верховным главнокомандующим, имеет необходиыую власть над Национальной гвардией.
В 2019 году реализовать этот проект не позволил Арсен Аваков. А являвшийся главой профильного комитета Верховной Рады Денис Монастырский помешать ему не смог.
Второй неожиданностью стало намерение правящей партии вывести из под контроля МВД Государственную пограничную службу.
ГПСУ имеет в соем составе около 50 тысяч человек, авиацию, корабли и катера. Ведомство отвечает за охрану государственной границы страны.
Руководителя Госпогранслужбы, начиная с осени 2014 года, назначает Кабинет министров по согласованию с МВД (до 2014 года назначал президент).
В отличие от Национальной гвардии, пограничная служба не находится под “военно-политическим” контролем МВД, но им координируется. М инистр внутренних дел осуществляет согласование бюджета и назначение ряда должностных лиц (что подразумевает под собой неформальное руководство).
Планируемые реформы не могут быть проведены в короткий срок. И это вполне может сказаться негативным образом на обороноспособности страны.
В качестве контраргумента представители Офиса президента заявляют, что планируемые реформы упростят модель управления МВД.
Пока Арсен Аваков занимал свой пост, Национальная гвардия неформально считалась его “личной армией”. Хотя сам он это отрицал.
За последние годы ярко прослеживалась тенденция, что активностьсиловиков по защите управляющей элиты напрямую зависела от отношений президента с министром внутренних дел.
Поэтому понятно желание Владимира Зеленского переподчинить себе силы Национальной гвардии и погранслужбы.
Это даст ему дополнительную защиту силовиков на непредвиденные случаи.