В их глазах не всегда отражается небо,
Их слова не всегда, точно стилус, остры...
Три дня подряд я шёл, как на работу, в Степанакертский реабилитационный центр им.баронессы Кэролайн Кокс, конечно, заранее обговорив с его директором Варданом Тадевосяном.
Года два назад, я выставил пост об этом центре и, чтобы не повторяться, как бы продолжаю эту тему.
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/13292
В первый день я пошёл в кружок гончарного мастерства, познакомился с кружководом Серобом Мамунцем, молодым парнем, но, как потом оказалось, мастерство и профессионализм не зависит от возраста. Очень много интересного я узнал от Сероба. Сперва там были две молодые девушки, которые работали с глиной. Разговорившись с ними, я узнал, что Татев находится в положении и ей очень помогает «общение» с глиной. Лилитнедавно начала приходить в этот кружок, потому что ей нравится гончарное мастерство. В какое-то время я не выдержал и сам начал лепить что-то, измазался глиной, испачкался и бросил это дело до лучших времён. Потом подтянулись мелкие...
Во время разговора Сероб рассказал: «К нам в кружок приходят наши пациенты, дети нашего детского оздоровительного центра, также, могут прийти к нам со стороны, и мы никому не отказываем. Возраст не имеет значения: от 2-3-х лет и выше.
Как правило, приходят те, кто вообще не знаком с глиной, у кого различные пороки. Работа с глиной успокаивает нервную систему, способствует работе мышц опорно-двигательного аппарата, развивает мелкую и крупную моторику, фантазии. Глина питает кожу человека теми витаминами, которыми она сама питается от природы. Например, «белая глина» («люсна вэх» карабахское наречие: «люс» - свет, солнце, «вэх» - земля, ред. АВ.) питается теплом и светом солнца и передаёт это человеку, который с ней работает, беря отрицательную энергию, давая положительную, успокаивает его. Дети, как правило сперва не хотят идти, но стоит им прикоснуться к глине, «поиграться», поработать с ней, то потом бывает проблема их отсюда взять обратно.
Были выставки работ детей, когда приходят к нам гости, мы им показываем работы детей, бывает, что они покупают их.»
«Приходят дети с ограниченными физическими возможностями, сперва я объясняю им, что такое глина, показываю, как нужно с ней работать. На первых порах даю её им в руки, чтобы они начали мять, раскатывать, делать из неё просто маленькие шарики, чтобы дети разбирались в размерах этих кружков. После этого, я даю им готовое днище, например будущего стакана или чаши и эти дети начинают «возводить» его стены. Главное тут, что ребёнок уже понимает, что шарики надо класть друг на друга и поднимать стенку вверх. Конечно, такие изделия далеки от совершенства, но не это главное, а то, что ребёнок самостоятельно начинает думать, работать, фантазировать. В конце, это изделие идёт на обжиг» - продолжил Сероб.
Далее, я узнал, что в красной глине много металла, преобладает железо, в белой глине преобладает цинк (в косметике белая глина является основой для масок, некоторых мазей).
В аппарате для обжига продукцию держат примерно 11,5 часов при температуре 1063-1086 градусов. Всё зависит от того, какие изделия будут обжигаться. Узнал, что в Карабахе немало мест, где есть прекрасная глина: Шуши, Мардакерт, Гадрут и т.д.
В следующие два дня я прошёлся по кабинетам, где проходили различные лечебные упражнения как дети, так и взрослые. Был в бассейне, где были девочки и женщины, с которыми проводились специальные упражнения на воде по укреплению верхних конечностей. В одном из тихих кабинетов видел, как собрались девушки и вышивали макраме. Оказывается, это развивает мелкую моторику.
Были пациенты, и родные маленьких детей, которые были не против, чтобы я сфотографировал их, однако, некоторые были против и поэтому, все выставленные мной фотографии согласованы с самими пациентами и/или их родителями.
В последний день я попросил Вардана Тадевосяна, директора центра рассказать об их работе. «У нас в центре лечатся люди с ограниченными физическими возможностями, мы никогда их не называем инвалидами, потому что не согласны с этим выражением. Ограничение физических возможностей могут быть от рождения, болезней, например, ДЦП (Детский церебральный паралич), аварий, войны и т.д. Также, у нас есть пациенты с ограниченными умственными возможностями. Есть дети-пациенты с признаками аутизма. Занимаясь у нас по методу Бобата, мы, или полностью устраняем эту болезнь или же сводим эту ограниченность до минимума. У нас есть группы-кружки по керамике, рисованию, макраме. Есть у нас также свои психологи, логопеды, специальные педагоги, физио и оккупационные терапевты. Все наши пациенты из Нагорного Карабаха и их лечение бесплатное, оплачивается министерством здравоохранения НКР. Также, мы большое значение придаём спорту: у нас есть кружок для настольного тенниса, есть свой преподаватель, который каждый день занимается с ходячими пациентами и пациентами, которые в колясках. И ещё у нас очень развит вид спорта Бочче для людей с ограниченными физическими возможностями. И мы регулярно проводим чемпионаты по этому виду спорта при поддержке Комитета физической культуры и спорта Нагорного Карабаха.
Наш центр подчиняется и финансируется министерством здравоохранения НКР.
У нас есть детский оздоровительный центр, где дети имеют умственные и физические проблемы и там рассчитано на 20 детей, из которых 10 здоровые. Здоровые дети играют интеграционную роль и после окончания, практически все дети идут учиться в нормальную школу.
В самом центре у нас 20 коек, здесь лечатся и проживают люди, как правило из наших районов и максимум, человек может остаться на 50 дней не больше.
Самая большая наша проблема, то, что пациенты ждут очереди до 6 месяцев, чтобы прийти сюда лечиться, а это очень долгий срок. Это здание для нас маленькое. При наличии большей территории, кабинетов, помещений, мы своими силами, можем принять больше пациентов, работать более полноценно. Нынешний наш президент Бако Саакян нам обещал, что поможет в этом вопросе.
Инициатором создания этого центра является баронесса Кокс, она в курсе всех наших проблем, успехов, помогает, насколько возможно с её стороны и с 2005 года наш центр носит её имя» - сказал Вардан Тадевосян.
Когда видишь взрослого человека с ограниченными физическими и/или умственными возможностями – трудно видеть такое, но, когда видишь детей в таком состоянии, на сердце тяжко становится. Они, малые, пока не понимают, что попали в категорию проблемных детей. Однако, каково положение их родителей, которые с нетерпением ждали рождения своего ребёнка, а получилось, что Бог послал им испытание... Сколько слёз проплакали в подушку мамы этих детей, отцы, стиснув зубы, успокаивали свох жён... сами их дети, став немного старше, осознав своё состояние, видя, что отличаются от других детей, сколько они проплакали, проклиная всех и всё на свете...
Но респект и уважение тем родителям, которые не бросили таких детей, смогли мобилизовать себя, уповая на Бога и на специалистов, решили бороться за здоровье и счастье своих детей-кровинушек - Ангелов Земли, которых они никогда и ни на кого не променяют...
Помня многих преподавателей, тренеров, врачей, медсестёр с прошлого раза, я заметил, что практически весь личный состав центра остался прежним. Меня это обрадовало, потому что я понял, люди работают здесь по призванию, по зову сердца, от сторожа до директора центра, для которых боль, проблема пациента – это их личная боль и проблема, и для которых главное не высокая зарплата, а любимая, хотя и трудная работа и дай им Бог...
Хотелось бы сказать о том,
как же непросто быть отцом…
Когда рождается дитя,
Смятеньем душу бередя,
Когда врачи твердят:
“Постой, Ведь твой ребенок не такой…”
А ты так молод, так силен,
А ты так жизнью окрылен,
И пред тобой возник вопрос:
За что? Откуда? Под откос?
Но в жизни есть один секрет:
Она на все дает ответ…
И, взяв свое дитя на руки,
Ты забываешь все те «муки»,
Которыми себя терзал
И душу кровью обливал…
Ребенок твой!!! И ты в ответе!!!
За то, как будет жить на свете,
Как радоваться и страдать,
Учиться, знать и понимать,
Терзаться, мучиться, искать!!!
Поверь, все будет в вашей жизни, -
Улыбки, первый поцелуй,
И детский лепет самый нежный,
И первый шаг, такой успешный,
В твоей душе оставит след…
И слово «папочка» в ответ
На то, что ты сейчас вернулся,
На то, что так ты улыбнулся…
И взгляд прекрасных, умных глазок
Тебя вернет в мир добрых сказок!
Ты должен, ты обязан жить,
Чтобы ребенку мир дарить!
Пусть даже этот мир - другой,
Любовь в нем плещется волной!
В нем нет ни места для подвоха,
Но разве это так уж плохо?
Пойми, кто есть ты для ребенка…
И не спеши уйти в сторонку,
Вы связаны одной судьбою,
Так дай же шанс ему с собою
По жизни рядышком идти,
Поверь, на жизненном пути,
Ему ты нужен так, как воздух,
Пойми, ведь это очень просто…
Стихотворение, написанное папой ребенка с синдромом Дауна.
Во время СССР, при количестве жителей в Карабахе прибл. 170.000 человек, у нас, не было реабилитационного центра, были единицы больных детей, которых отправляли на лечение в Баку и иногда в Ереван. Также, практически, было очень мало инвалидов. Количество инвалидов у нас увеличилось во время/после войны, сейчас у нас продолжается поствоенный период.
Количество рождённых больных детей, у нас, после окончания войны, резко увеличилось. Фактически, это дети детей, которые пережили войну: страх, стресс и пр., то, что перенесли эти родители во время карабахской войны, будучи сами детьми, не прошли даром. Их дети уже рождаются больными. Это не у всех конечно, но процент больных детей, которые родились после перемирия, у нас резко увеличился,...
Пост подготовлен при поддержке International Alert, в рамках проекта EPNK.
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/18299
Комментариев нет