Бывшие заключенные - полноценные граждане общества

Альберт Восканян avatar   
Альберт Восканян

«Тюрьма – это зеркало общества»

Уинстон Черчиль.

Как я и обещал, тема пенитенциарных учреждений, вообще, тема бывших заключённых будет продолжена. Прошлый выставленный мной пост на эту тему, обсуждения на блоге (посту), также заинтересованность людей в этой теме на Фейсбуке, показывает, что эта тема актуальна, хотя, многие стараются её избегать...

Недавно мы провели опрос по проблемам бывших заключённых (б/з) и их семей, охватив следующие вопросы:Наиболее важные социальные проблемы, с которыми сталкивается бывший заключённый; Наиболее важные психологические проблемы, с которыми сталкивается бывший заключённый; Какие проблемы испытывает бывший заключённый в семье? С какими проблемами сталкивается семья бывшего заключённого? Чего не хватает в обществе для полноценной интеграции бывшего заключённого? Что должны предпринять муниципальные и республиканские власти для того, чтобы бывший заключённый реинтегрировался в общество? Что необходимо изменить в пенитенциарной системе республики?

Опросом были охвачены 10 бывших заключённых в возрасте от 38 до 68 лет (в том числе 2 женщины, а также члены их семей. Результаты соцопроса выявили следующую картину:

Подавляющее большинство опрошенных (порядка 90%) среди наиболее важных социальных проблем, с которыми сталкивается бывший заключённый, отметили отсутствие работы. Около 30% респондентов указали также проблемы с жильём, столько же, порядка 30%, отмечают проблемы с финансами.

В качестве актуальных проблем опрошенные приводят также разрыв социальных связей, предубежденность к б/з со стороны общества, восприятие бывшего заключённого как потенциального преступника, недоверие и бездушие окружающих в отношении него.

Отвечая на вопрос о наиболее важных психологических проблемах, с которыми сталкивается бывший заключённый, 40% респондентов отмечают ощущение одиночества, «белой вороны», отчуждённости от общества, «чувство чужака». Равно как и долгую адаптацию, ещё не забытое состояние режима, нервозность, нарко- и алкозависимость. Один из опрошенных отметил страх перед походом в госучреждения.

На вопрос: «Какие проблемы испытывает бывший заключённый в семье?», примерно 30% опрошенных указали чувство вины перед семьей; около 20% – отчуждение. Не испытывает никаких проблем – порядка 30%.

Некоторые бывшие заключенные отметили, что положение бывшего заключённого в семье зависит от самой семьи, уровня сознания, любви, доверия, понимания со стороны её членов, материального состояния семьи. Другие считают, что многое зависит от самого заключённого и его отношения к жизни и работе.

Вопрос «С какими проблемами сталкивается семья бывшего заключённого?» выявил следующую картину: финансово-материальные проблемы – примерно 30%; недоброжелательность соседей и некоторых родственников – около 20%; психологический стресс – порядка 20%; не видят особых проблем – около 20%.

В ответах также отмечалось, что если бывший заключённый психически и физически здоров и имеет постоянный заработок, то семья не испытывает проблем.

Около 50% бывших заключённых считает, что для полноценной интеграции бывшего заключённого в общество не хватает толерантности и доверия в их отношении. 20% отметили отсутствие постоянной работы.

Один из опрошенных предложил создать для бывших заключённых, не имеющих крыши над головой, условия для проживания в интернате, чтобы те не голодали и не шли на повторные преступления, рассчитывая найти пропитание в тюрьме.

На вопрос о том, «что должны предпринять муниципальные и республиканские власти для того, чтобы бывший заключённый реинтегрировался в общество?», примерно 70% респондентов отметили – устроить его на работу. За создание бывшим заключённым равных условий с другими гражданами, устранение бюрократических препятствий при решении связанных с ними вопросов – около 20%. Ещё порядка 20% выступают за оказание бывшим заключённым на первых порах социальной и морально-психологической помощи.

Респонденты высказались также за помощь в восстановлении документов, организацию специальных обучающих курсов с дальнейшим трудоустройством, а в местах лечения наркоманов и алкоголиков – создание рабочих мест и лечение трудом.

Отвечая на вопрос «Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в пенитенциарной системе республики?», примерно 50% отметили – обеспечить заключённых работой во время отбывания наказания, организовать профессиональное образование. Около 30% респондентов высказались за более уважительное отношение к заключённым.

Один из респондентов считает, что в нынешней пенитенциарной системе надо менять всё.

В анкетах, частности, были такие предложения:

«Наша пенитенциарная система наказывает, а не перевоспитывает. Необходимо изменить отношение к зекам со стороны администрации в виде ослабления режима и введения там образовательных курсов, заключённые должны заняться оплачиваемым трудом, чтобы вернулись домой не с пустыми руками».

«Необходимо создать исправительно-трудовые учреждения, чтобы заключённые приносили пользу государству. Открыть ПТУ и обучать тех, у кого нет специальности. Создать цеха, заключённые должны зарабатывать деньги. По выходу на волю у них должна быть специальность».

Ответы охваченных опросом женщин-бывших заключённых отличаются более существенным эмоциональным фоном. Это даёт основание для вывода о том, что представительницы «слабого пола» острее переживают обиды и унижения, связанные с лишением воли, труднее приспосабливаются к условиям неволи и тяжелее восстанавливаются психологически по выходу на свободу. В результате, даже на свободе всё ещё остаются чувство неуверенности в себе, страха, недоверия к другим. Для полноценной реинтеграции в общество и обретения чувства «нужности» и востребованности им необходима помощь психолога и пакет социальных услуг.

Следует также отметить, что не меньше переживают и страдают за женщину-бывшего заключённого члены их семей, в частности, дети, которые также нуждаются в психологической и социальной поддержке.

На основе данного анализа мы составим план практической помощи бывшим заключённым и членам их семей. Результаты опроса также будут нами использованы на круглых столах, о них будут проинформированы Полиция НКР, депутаты и другие заинтересованные лица, государственные и общественные структуры.

Писать коротко не получилось - эта тема очень серьёзная, за каждой строчкой стоят человеческие судьбы. Не секрет, что общество, да и сами власти не очень доброжелательно относятся к тем, кто вернулся из мест лишения свободы. Как правило, человек вернувшийся Оттуда, остаётся один на один со своими проблемами, в лучшем случае видит отчуждённость, в худшем – враждебность. День, неделя, месяц(ы) и человек ломается, ему вспоминаются не нелёгкие дни Там, но он смотрит на эти дни через другой ракурс... Дело в том, что Там кормили и не плохо, были регулярные передачи от родных, даже самые малообеспеченные семьи несли передачу. Там не смотрят косо, там уже привычно... и человек попадает снова Туда...

А, ведь, большая доля вины в этом есть и наша: мы должны сломать стереотип, что вернувшийся человек Оттуда – это не только потерянный человек, но и опасный. А для этого, в первую очередь, общество должно знать, как Там люди сидят, как проходят их дни, не нарушаются ли права. Сами заключённые должны помнить, что они не оторваны от общества, они полноценные граждане, которые временно оказались вне общества, куда они скоро вернутся...

P,S. Эпиграфом к любому посту на эту тему, будут слова Уинстона Черчиля о тюрьме.

Материал был издан благодаря поддержке чешской неправительственной организации "NESEHNUTÍ" в рамках поддержки "Международного вышеградского фонда".

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/19653
Комментариев нет