Байкал священный?
Священный. Тогда почему вокруг него столько споров о спасении? Кто и как собирается спасать Байкал вместо того, чтобы его оберегать и охранять? Почему состояние озера допустили до того, что требуется его спасать? И самое главное: кто довёл до такого состояния?
Ответ, разумеется, один: виноват во всём человек, люди, народ и его руководители, живущие веками по берегам уникального озера планеты, которые не смогли сберечь озеро, почитаемое ими почему-то как святыня. Не очень-то, видимо, почитали, если статус озера они сровняли со своим, реальным, статусом. Всё банально просто: когда существует ничто, всё вокруг становится никаким. Если умирает единственная причина существования человека – планета и её организм, то вся деятельность человека, а также его слова становятся бессмысленными и лживыми. Эволюцию нельзя обмануть.
Потеря языка, идентичности, отсутствие уникальной мысли и менталитета, присущих только одному народонаселению этого уникального места на планете, а также множество других причин, ведущих к деградации общества, соединяясь в неразрешимый клубок проблем и противоречий привели к тому, что Байкал стал священным только на словах и реально умирает.
Тема громадная, содержащая в себе все остальные темы, касающиеся уникальности и развития народонаселения Республики Бурятия, десятилетиями показывающему всему миру, что они не хозяева своей земли. Хотя, если строго следовать Конституции Республики, то в 1 пункте 8 статьи 1 главы сказано буквально следующее:
«1. Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории Республики Бурятия являются достоянием (собственностью) народа республики».
Это главное, но далее начинаются противоречия:
«2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Третий пункт статьи примиряет стороны, но становится уже размытым и неисполнимым, если исходить из положения второго пункта:
«3. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Бурятия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия».
О Конституции Республики Бурятия вспоминают мало и вряд ли кто-нибудь её знает, как и Конституцию России. А кто знает, тот и трактует их, как вздумается. Обращает на себя внимание Конституция Республики Саха (Якутия), пункты которой вызывают оживлённые споры до наших дней. Например, в 2015-2016 годах обсуждали следующее положение Конституции Республики:
«1. Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения коренных народов Республики Саха (Якутия)».
Если «Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории Республики Бурятия являются достоянием (собственностью) народа республики», то вся «Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит её многонациональному народу и является исконной землёй традиционного расселения коренных народов Республики Саха (Якутия). В первом случае «достояние и собственность» в скобках, во-втором – принадлежит, ибо вся территория исконная.
В общем, нормативно-правовые акты надо тщательно изучать, применять, требовать их исполнения, ибо с властью и государством надо говорить языком закона, более того – надо самим создавать такую власть и такое государство, законы которой однозначно, действенно и результативно берегут, охраняют и благоустраивают единственный дом человека – его планету. Язык эмоций никаким образом не сделает Байкал священным, но только приведёт к состоянию, при котором уже надо спасать то, что осталось.
А пока можно говорить об удручающем уровне сознания народонаселения и руководителей не только Республики Бурятия, но и всей России. При таком уровне в мероприятия по спасению Байкала трудно поверить, как и в то, что:
- Люди отойдут от берегов Байкала на определённое научным сообществом расстояние, забрав все промышленные и другие предприятия вместе с туристическими базами и тем, что хоть как-то намекает на праздное времяпровождение людей у берегов озера. При этом у побережий остаются только населенные пункты с коренным населением.
- После таких действий государство создаст вокруг Байкала несколько колец защиты с разными уровнями ограничений и рекреационных зон, последняя из которых будет тождественна с условиями нахождения в Швейцарском парке, где даже голос человека ограничен соответствующими природе частотами и децибелами.
- До этих действий все мероприятия по спасению Байкала останутся пустой болтовнёй.
- Люди должня осознать, что помимо повседневных дел и промышленной деятельности у них есть множество самых необходимых забот. Например, очищение мирового океана и загрязнённых водоёмов, оживление пустынь, разумное и полезное использование мусора и всех своих отходов, в которых уже задыхается планета и сам человек.
- Человек - уже не первобытный варвар, а высокоорганизованное существо, создающее сложнейшие технологии и могущее возродить и создать что угодно для своего процветания. Цель деятельности человека – превращение любого уголка планеты в комфортный и прекрасный рай для всего живого.
- Люди не делятся на плохих и хороших, планета не делится на святые и не святые места. Как это понять? Надо осознать собственное существование, загнанное в тюрьмы шаблонов мышления. У каждого режима свои шаблоны
Но возможна ли сказанная выше фантастика на практике? Кто и как пытается выйти из существующих тюрем сознания и развить серьёзную, живую, мысль в окружающей среде?
Для ответа перейду к экологическому фестивалю поэзии, авторской песни и литературного перевода «Священный Байкал», который прошёл в Улан-Удэ и на берегу Байкала с 24 по 28 сентября 2021 года. Там была сделана попытка осознать уровень своего мышления. Почти всякое сборище людей попытка такого осознания.
Главный итог – фестиваль состоялся. В Улан-Удэ собрались поэты, исполнители песен, переводчики из Москвы, Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия. Помимо приглашенных было много приехавших по своему желанию и на свои средства.
Впервые в столице Республики собралось множество профессиональных и непрофессиональных литераторов, хотя в наши дни отличий между ними нет. Каждый сам себе режиссёр и сам себе Пушкин.
Суету и сутолоку фестиваля описывать нет смысла. Тем более, что у собравшихся на руках не было Программы проведения мероприятия. Это первый и, наверное, главный прокол организаторов, которые, может быть, пренебрегли опытом проведения фестивалей и форумов в других регионах. Тем более, что они участвуют в них.
Все ошибки уменьшаются в размерах на фоне состоявшегося фестиваля, значение которого неудержимо возрастает при слове – впервые. Вместе с этим возрастает роль и значимость организаторов. Победителей не судят. Далее возникает уверенность в том, что проявившиеся ошибки будут учтены при организации следующих фестивалей.
На моей памяти, а это более сорока лет литературной деятельности, в Бурятии не было литературного праздника, каковые существуют во многих регионах России. Обычно, в этих случаях принято говорить о «Забайкальской осени» Читы, проводимой в течение 56 лет, «Сиянии России» Иркутска, существующей с 1994 года. Теперь появилась уверенность, что литературным фестивалем Республики Бурятии станет «Священный Байкал», взявшей старт с 24 сентября 2021 года.
Интересно, что организаторами фестиваля стали, если не ошибаюсь, не писательские или журналистские организации, а группа активных литераторов, мобилизующей силой которых стали поэты Сергей Сындуев, Анна Банаева и Светлана Нестерова. Именно они привлекли к участию в празднике часть писателей Бурятии и их руководителя Сергея Доржиева. Ответ на вопрос – почему в этом чрезвычайно нужном, сложном и трудновыполнимом при организации мероприятии участвовала только часть писателей Бурятии – вызовет бурю эмоций, показав нелицеприятную сторону литературной жизни Республики. Краткие впечатления об этой стороне я смягчу во второй части статьи.
Между тем опытному человеку организационная часть мероприятия предстает чрезвычайно трудной и сложной. А если учитывать, что в начале процесса у организаторов не было ни копейки денег, то вообще невыполнимой. Но фестиваль состоялся и длился четыре дня! Прошли семинары, на берегу Байкала участники фестиваля пели песни и читали стихи на разных (!) языках: русском, бурятском, татарском, китайском, армянском. Каждая строка была посвящена Байкалу, его славе и спасению.
Надеюсь, что об этих незабываемых днях вспомнят и напишут все участника праздника, а организаторы скажут о спонсорах. Поимённо и пофамильно! Думаю, что каждый из них достоин серьёзного материала. Ведь у всех была единственная цель и мысль – спасение Байкала, что невозможно без пробуждения сознания народа.
Кто, кроме людей искусства, способен выполнять такие задачи? Тема Байкала и экологии вообще – общереспубликанская, общероссийская, общепланетная, перед ней меркнут все остальные задачи.
Конечно, мероприятия, которые я обозначил в начале статьи, выглядят невыполнимыми и фантастичными, но других путей спасения Байкала я не вижу. К этому долгому пути призывает прошедший фестиваль, который на первом этапе станет обязательным для многих и многих людей искусства, где никогда не было и не будет общего мнения.
Нет, конечно, единства и в творческой сутолоке Бурятии. Особенно это заметно среди писателей. Перед выездом я звонил трём из них, один был вообще против фестиваля, второй - не знал о фестивале, третий - организовывал фестиваль. Такое отношение даже не удивительно, оно скорее неприятно, ибо литературный процесс в информационном пространстве национальной Республики имеет прямое отношение к развитию общественного сознания, каковую и ставил прошедший фестиваль «Священный Байкал». Любая неприятность – помеха для мечты, могущей стать реальностью.
Ах, зачем вы так нервны?
Разные примеры могут возникнуть в памяти, когда человек попадает в самые ненужные и нерезультативные события. На этот раз таковым для меня оказалось собрание части писателей Бурятии, на которое меня пригласили. А потому взгляд мой со стороны и не претендует на какое-то знание ситуации, хотя писательское сообщество Республики известно мне с давних пор... Вместе собрания был показан скандал, обычный на писательских сборищах, но усугубленный тем, что участвовали двуязычные писатели. Пишущие на бурятском и русском языках. Так сказать, маленький Вавилон, где говорящий не понимает слушающего и наоборот. Тут возникает герой А.М. Булгакова, досадующий: «Ах, зачем вы так нервны!» и утверждающий, что «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу».
Серьёзные люди не скандалят, но дискуссируют, спорят, ибо спор – это разговор на равных. Мудрые люди считают, что ни одна спорящая сторона не может быть правой, ибо это спор.
Сначала обвиняли руководителя Байкальской писательской организации Сергея Доржиева, хотя, на мой взгляд, все руководители региональных писательских организаций, существующих, как общественные – мученики и подвижники, деятельность которых должна вызывать соболезнование. Более того, каждый из них заслуживает особой благодарности только за то, что согласился руководить организацией в невыносимых условиях. Им надо памятники ставить.
Но, как уже сказано выше, «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу», хотя несение креста не может быть ни хорошей, ни плохой, оно – невыносимо.
Отсюда у любого нормального и практичного человека должна возникнуть мысль о создании нормальных условий для работы, то есть создании такой организации, которая была бы выгодна всем. Но рассчитаться на «первый и второй» писатели никогда не смогут, ибо каждый из них раз и навсегда для себя – первый, и его отсебятина принадлежит только ему..
Для республики остаётся наиболее практичный, а потом единственный, путь: следовать в фарватере государственной политики и государственных организаций, каковой для литературы был и остаётся Союз писателей России. Этот Союз, как и все альтернативные союзы, становится платным. Союз писателей России в литературном пространстве страны, как Единая Россия на политическом поле. Вполне возможно, будет иметь государственную поддержку.
Естественно, как и всякая организация в стране, Союз писателей и его отделения – сплошные интриги, подвохи, подсиживания, где круто замешаны не самые лучшие человеческие страсти и качества. Надежд, что ситуация будет лучше нет, но работать, как показывает опыт, можно в любых условиях. Хороших условий, как известно, не бывает, их надо создавать.
Стать членом Союза писателей России – вожделенная мечта многих и многих литераторов, особенно тех, кто не имеет понятия о профессиональном литературном труде, обладании огромной базой элементарных знаний об истории и современности искусства, не говоря о мировой истории, истории культуры, а также теории стихосложения и литературоведении. Более того эта категория людей не участвует в литературном процессе страны, их произведения совершенно не соответствуют требованиям серьёзных изданий и сайтов, вызывая лишь недоумение по поводу уровня сознания в регионах. И тут оказывается, что дело даже не в этих людях, а в престиже регионов. Но именно, эти люди, к удивлению многих, становятся в последние десятилетия членами Союза писателей России, а также всех альтернативных союзов. На всю Россию был один Пушкин, теперь вся Россия состоит из Пушкиных, если в советское время всем классом шли на фермы, то теперь - в Союз писателей России...
В серьёзные творческие Союзы принимают по уровню профессионализма, есть специальные критерии и требования, процедура голосования и приёма. «Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом сможешь писать так, как хочешь, все будут уважать тебя», писал в своих заповедях Сальвадор Дали.
Когда новоявленные деятели литературы покажут свои произведения, написанные в классическом стиле (грамотно!!!), когда станет понятно, что они изучали теорию стихосложения, знают историю мирового искусства, свободно владеют не только орфографией, грамматикой и синтаксисом своего языка, но амфибрахием, анапестом, дактилем, ямбом, хореем, теорией и практикой национальной литературы и прочими премудростями, а то, чем они занимаются, следует только после этих навыков, знаний, являясь их совершенствованием, только тогда можно вступать с ними в разговоры и отнестись с должным вниманием к их творениям.
Без явного наличия всего этого никакого разговора, особенно спора, с такими деятелями, которые пытаются удивить мир неуклюжими вывертами и какими-то особенностями свободного стихосложения, на что падки неучи и невежды, быть не может. Главное отличие их не в присутствии каких-то особых знаний и традиций, на что они пытаются намекать разными способами, а в отсутствии элементарных знаний, что не даёт никаких шансов для развития и участия в литературных процессах.
Кстати, мой опыт подсказывает, что людям, занятым стихосложением на бурятском языке, надо изучать труды Гунги Очировича Туденова, особенно его диссертацию по бурятскому стихосложению, которую он защитил в 1956 году.
Далее. Недели через две после фестиваля тлеющая под пеплом былого литературного процесса неприятность среди писателей Бурятии вспыхнула с новой силой. На этот раз в социальных сетях. В дыму пожара проявились те же участники, к ним добавились новые. В общем, ком растёт на глазах и, может докатиться до судебных разбирательств. Все бились за профессионализм, участвовали члены и не члены Союза писателей России, хотя в этой теме они не должны были соприкасаться по причине того, что сидят и чирикают на разных шестках.
Из новой перепалки я сделал вывод, что в Агинском округе достаточно членов Союза писателей России и талантов для того, чтобы создать своё региональное отделение Союза писателей России. В Москве любят платежеспособных и послушных членов, но дело не в этом, а в писателях Аги, литературное объединение которых должно быть реорганизовано в региональное отделение Союза писателей России. В регионы будут приглашаться не отдельные люди непонятного статуса, а делегация писателей Аги. Это надо было сделать ещё при И.Д. Кобзоне, горячие головы Аги давно были бы признаны на мировом уровне и почивали бы там...
Разговоры о создании в Агинском округе своего регионального отделения Союза писателей России витают давно. Думаю, что настала пора перейти от слов к делу, ибо кворум, по-моему, достаточный. С возникновением своего отделения в Агинском споров среди писателей станет меньше, а в Бурятии писатели урегулируют свои отношения созданием Бурятского отделения Союза писателей России, где будут русскоязычные и бурятскоязычные группы (бывший Байкальский Союз писателей).
Будет ещё лучше, если у каждого отделения появится свой журнал или альманах, а собственное здание Союза писателей возвеличит любой регион и укрепит его статус на общероссийском пространстве.
Тем не менее, Союз писателей России, хотя и правящая и поддерживаемая государством организация, но она самая неуклюжая, с оттенком имперского шовинизма, отставшая от времени, как и все провластные, структура, а потому я бы рекомендовал своим друзьям из региональных отделений СП России сотрудничать со всеми альтернативными союзами, где наиболее приемлемые и выгодные условия для продвижения своих произведений. Ничего зазорного в этом нет, важен результат.
Работы у творческой интеллигенции Бурятии много, особенно у её мобильной и активной части, проявившей себя организацией фестиваля "Священный Байкал". Не использовать такой потенциал и его энергию было бы серьёзной ошибкой руководства Республики. Наивно полагать, что неожиданно станут работать ленивые и нелюбопытные писатели, тормозящие любые процессы. Никто из сегодняших писателей не будет трудиться, как некогда трудились - Даширабдан Батожабай, Хоца Намсараев, Жамсо Тумунов, Исай Калашников, Дондок Улзытуев и целая плеяда талантливейших писателей Бурятии. Может быть, природа, как говорится, сегодня отдыхает на потомках великих. К чему тогда споры? Одно великое произведение может вывести Республику на очень серьёзный уровень. Но где оно, где такие авторыГ?
Но нет никакого сомнения, что в недрах общества созревают серьёзные таланты, соединившие в себе мысль Востока и Запада, и эта мысль в недалёком будущем может стать сильнейшей в мировом пространстве. Именно к этому ведёт вся многовековая история Байкальского региона. Будут ли эти люди членами каких-то союзов уже не важно...
Современное состояние, как и все предыдущие, только одна из стадий развития культуры и литературы в национальной Республике.
Далее и более откровенно. Если всякие организации, особенно так называемые творческие союзы, только тормозят развитие и деятельность свободных художников и фрилансеров, каковым являюсь я сам (отказался от всяких союзов), то упорядоченная творческая организация для целенаправленной работы в информационном пространстве национальных образований просто необходима. То есть такая организация нужна, в первую очередь, Республике, её руководству.
Это одно из условий для развития региона. Оно продиктовано общереспубликанскими и общенациональными целями, необходимостью идентификации региона в экономическом пространстве, охраны недр и окружающей среды, задачами образования, культуры, развития общества вообще.
Для решения этих задач и должна быть поддержана обществом и руководством Республики самая мобильная, энергичная и активная часть творческой интеллигенции, организовавшая экологический фестиваль «Священный Байкал». Других альтернатив пока нет. Развитие, прежде всего, в движении.