Отношения России и Эстонии вряд ли изменится после инаугурации нового президента Эстонии Алара Кариса, заявил шеф-редактор аналитического портала RuBaltic Александр Носович, передает Lenta.ru. Политолог Юрий Самонкин в беседе с «Народными Новостями» рассказал, сможет ли Карис избрать новый политический путь и уйти от русофобии.
Новый президент Эстонии Алар Карис был избран парламентом страны 31 августа и вступит в должность 11 октября. Известно, что он – директор Национального музея, интеллигент и не отличается русофобскими взглядами. Однако, как отметил Носович, потепления в отношениях с Россией ожидать не приходится, поскольку Эстония — парламентская республика и реальной власти у президента нет. Он выполняет символические представительские функции, а русофобия — фундамент построения современных прибалтийских стран на уровне институтов власти.
Простой прибалтийский народ не отличается антироссийскими отношениями, напомнил президент АНО «Евразийский Институт Молодежных Инициатив» Юрий Самонкин. По его словам, там живет немало русскоязычных людей, но большинство политиков продвигают жесткую антироссийскую позицию, находясь в острой зависимости от западной повестки.
«Изначально стратегия Запада в отношении Прибалтики носила русофобский характер. Европа не заинтересована в развитии региона, ей нужны дотационные страны, чтобы не только оттуда выкачивать ресурсы, но и создать там свои форпосты для попыток сдерживания развития России в Восточной Европе. От этого страдают простые люди», — пояснил наш собеседник.
Действительно, Эстония — парламентская республика, поэтому полномочия президента сильно ограничены, продолжил политолог. Однако, подчеркнул он, это не означает что глава государства не оказывает никакого влияния на политику страны. Например, действующий президент Эстонии Керсти Кальюлайд в свое время высказывалась о «тупике политики Киева», вызвав много шума и повлияв на отношения Киева и Таллина.
Да, один человек не может изменить всю внешнеполитическую концепцию Запада, признает Самонкин, но внести свою лепту в общий курс — вполне.
«Например, в Молдавии — тоже президентской республике, к власти пришел лояльный к России президент. Тогда Кишинев стал уделять больше внимания двусторонним отношениям, наблюдалось потепление. Когда ветер перемен подул на запад и к власти пришла более лояльный ему новый президент — Майя Санду, опять пошли срывы коопераций с Россией. Также и с Эстонией: президент определяет некий курс развития. Поэтому, на мой взгляд, от него будет достаточно многое зависеть», — отметил специалист.
После вступления в должность у Кариса будет три пути, полагает эксперт. Какой из них выбрать, определит он сам.
«Либо он, как и все его предшественники прогнется под западные интересы, будет плясать под дудку умирающего НАТО, проекта «восточное партнерство». Второй вариант: найдет в себе силы вести суверенную политику. Например, как Германия, заявившая о необходимости участия в интеграционных проектах с Россией, как "Северный поток — 2". Также есть вариант, что новый президент может закрыться, полностью передав свои полномочия парламенту», — резюмировал Самонкин.
Энергетический кризис, воцарившийся в Европе из-за дефицита газа, наглядно показал зависимость континента от России, добавил политолог. Эстонии следует учитывать, что она куда больше заинтересована в нормализации двусторонних отношений, чем Москва.