Этим новым столичным театром, открывшимся в Петербурге 21 октября 1784, был Большой театр, волею судеб превратившийся спустя столетие в легендарнейший и известнейший Мариинский.
Историю Мариинского театра можно рассматривать сразу с двух позиций:
Как историю собственно Мариинского театра - здания
Как историю театральной традиции, которая началась с создания в Петербурге каменного Большого театра и была затем реализована уже в Мариинском императорском театре
Мы попробуем совместить обе эти две стороны, тем более, что именно так рассказ о выдающемся отечественном театре и его школах будет наиболее полон и интересен.
Путаница с годом рождения Мариинки…
Так, еще в 19 веке существовали некоторые разночтения по поводу года и дня открытия этого театра. Дирекция императорских театров праздновала этого событие, вернее, его столетие 21 октября 1883 года, настаивая, таким образом, что Большой театр начал свое существование в 1783 году.
Исследователи российского театра связывают такую «ошибку», как это ни покажется, удивительным - с неверно поданной информацией в СМИ! Поражает, не правда ли?
Дело было так. Некие специалисты по театральной жизни столицы П.Н.Арапов и Н.И.Греч, по мнению более поздних историков, и допустили такую «неточность». Н.И.Греч, собиравший всю жизнь сведения по истории российского театра, публикует в своей статье в «Русской талии» от 1825 года информацию, что петербургский Большой театр открывают в 1783 году. Далее эту неточность (без должных проверок!) «множат» другие «СМИ»; так, её перепечатывает в «Летописи» П.Н.Арапов, после это же публикует ряд «Театральных альманахов». Такая неразбериха существовала вплоть до середины 19 века.
В итоге, после тщательных сравнений всех повременных изданий 1783 и 1784 гг. было выяснено, что новый театр в столице был открыт 1784 году. (Хотя в некоторых источниках эта дата так и осталась неизменной – 1783). А открывали Большой театр в связи с двумя важными «причинами»:
Екатерина Великая повелела выстроить новое здание театра в 1783году, когда ею был утверждён соответствующий комитет по управлению «музыкой и зрелищами».
Открытие спешили приурочить к празднованию юбилея коронования императрицы, а именно к 22сентября.
Впрочем, мы видим, что и с годом открытия длится неразбериха, и с днем премьеры в нем – тогда опоздали (Большой театр открылся в ноябре).
Репертуар, школа, здание и первые зрители
Ко времени Екатерины в столице существовало лишь два театра, да и те были малы, и среди них не было ни одного оперного. А это для культурной империи того времени было явно не по статусу.
И вот художнику Тишбейну поручается возведение нового театра на одной из площадей по правую сторону Николаевского канала. Здание строится большим, в него уже вмещается около 3 тыс. зрителей (хотя это число быстро становится слишком малым для растущего города). Площадь также «реконструируют», обустраивая ее для увеселений. Там ставят качели для радости черни, беседки из камня, аналогичные сооружениям на Дворцовой. (К слову, площадь так и называется – Карусельной, это уже потом она станет Театральной). Там же есть место для костров, обогревающих кучеров зимой, там же выстраиваются военные караулы гвардейцев в праздники. На этой площади в тожества бьют фонтаны с вином и народу дают жареных быков.
Билеты в сам театр классифицирует по тарифам:
Ложа (1-ый ярус) – 12руб (сановники)
Кресло – 2 руб. (обычно занимали старики и статусные горожане)
Партер – 1 руб. (офицеры)
Второй ярус «оккупировали» купцы с семьями, пожилые женщины с чулками в руках…
Представления начинались в 5 пополудни и должны были заканчиваться к 9 вечера. Все пьесы подлежали цензурированию, хотя и безалаберному, а все новые представления были городским событием. В целом, репертуар был однообразным (народ смотрел в театре одну и ту же пьесы по 20 раз!), костюмы и декорации бедны, игра актеров одинакова, без всяких отступлений от тогдашней «нормы» декламации.
Однако известно, что императрицей были как-то пожалованы театру роскошный гардероб (принадлежавший, между прочим, её двум царственным предшественницам!) – только получил это богатство не Большой театр, а Эрмитажный и на постановку пьесы самой Екатерины!(Она называлась «Начальное управление Олега…», была написана в подражание Шекспиру и повествовала о великом князе Рюриковиче). Всего тогда на эту постановку потратили 15 тыс. руб.
Впрочем, и для Большого театра Екатерина Великая реализовала важнейшую идею – в 1785 году ею было создано императорское Театральное училище, которое расположили рядом с Летним садом, и которое пополнялось молодежью из Воспитательного дома. Целью этой школы была ликвидация недостатка в хороших национальных актерах. Это было гигантским рывком! Судите сами – в премьере, открывавшей Большой театр участвовали одни итальянцы, больше того, все декораторы и машинист сцены – также итальянские специалисты. А уже в начале 19 века на этой сцене блещут отечественные «звезды» - Вальберхова, Семенова (последняя – это крепостная актриса, заслужившая похвалы А. Пушкина), начинаются успехи российской балетной школы Петербурга, которую возглавлял Иван Вальберх.
Ну, и первая пьеса этого оперного театра Петербурга была, конечно же, творением итальянских авторов – Гольдони и Паизиэлло. Она называлась «На луне» и представляла собой веселую музыкальную комедию, специально переписанную (для сокращения) в одно действие. Паизиэлло в то время долго уже жил в столице, служил дирижером и инспектором театральных оркестров. Специально к событию открытия нового театра он пишет совершенно новую музыку к пьесе.
Так начиналась славная история Маринки…