Карабахский конфликт завершён в 2014 году

Milana avatar   
Milana

Бог не в силе, а в правде.


Александр Невский



Признание нового независимого государства возможно в двух формах: де-факто, то есть признание самого факта существования данного государства и его правительства, безотносительно его юридических прав, и де-юре, то есть со всеми его юридическими правами и привилегиями в международных отношениях.

Ошибочным признанием независимости Азербайджана в рамках его советских границ Россия и западные державы заложили базу перманентной конфронтации. В условиях отсутствия юридических прав на Карабах шантаж новой войной со стороны Азербайджана стал главным орудием международной дипломатии. Однако время спекулятивной дипломатии подошло к концу. В 2014 году актуализована дискуссия по проблеме прав Азербайджана на Нагорный Карабах, поставлена на повестку дня правомочность международного признания Азербайджанской Республики в нынешних заявленных границах и легитимность самого нынешнего правительства.

В начале мая 2013 года, в День Европы, «европейцем года» стала судья Европейского суда по правам человека Юлия Лаффранк (Julia Laffranque), которую решило отметить таким титулом Европейское движение Эстонии. Волею судеб именно Юлии Лаффранк спустя ровно год пришлось принять судьбоносное решение, которое поставило точку в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта и определении статуса НКР и её границ. В своём письме юридический референт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Вугар Фаталиев сообщает о том, что жалоба No. 25718/14 на фальсификацию президентских выборов в Азербайджанской Республике решением суда от 28 мая 2014 г. в составе единоличного судьи ЕСПЧ от Эстонии Юлии Лаффранк отклонена.

Заявление в ЕСПЧ содержало, помимо собственно жалобы (нарушение права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Европейской Конвенции), права на эффективное средство правовой защиты (ст. 13 Конвенции) и права на свободные выборы (ст. 3 протокола No.1)), более 100 страниц документальных материалов, подтверждающих факты фальсификации выборов 2013 года в Азербайджане и требование материальной компенсации в 1 триллион евро.

В юриспруденции деяние является обязательным признаком события и определяется как акт осознанно-волевого поведения в форме действия или бездействия. Своим решением (бездействием) Европейский суд самоустранился от рассмотрения материалов дела, которое касалось не только выборов в Азербайджане, но и правопреемства государств после распада СССР, что перевело решение Карабахского конфликта исключительно в плоскость международного права.

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха продолжается с 1988 года. Результатом карабахской войны стали более 20 000 убитых и более миллиона беженцев и ВПЛ, половина из них – беженцы из Азербайджана, в основном, армяне (а также русские, евреи и члены смешанных армяно-азербайджанских семей), которые были вынуждены бежать в Армению, НКР, Россию, США и другие страны. В отличие от азербайджанских беженцев из Армении и Нагорного Карабаха, армянские беженцы из Азербайджана никогда не были в центре внимания переговоров, которые проходили под эгидой Минской группы ОБСЕ. Полмиллиона человек как бы «растворились в воздухе»… Многие из беженцев сохранили паспорта СССР, и ни одна страна не готова была взять на себя юридическую ответственность за них. Азербайджанская Республика игнорирует права бывших граждан АзССР (что отражено в документах по делу № 25718/14), поэтому Нагорно-Карабахская Республика в своих нынешних границах, согласно международному праву, является единственным государством — преемником для полумиллиона беженцев из АзССР, а её территория – одним из ресурсов компенсации.

1 августа 2014 года все материалы дела ЕСПЧ No. 25718/14 вместе с сопроводительным письмом под названием “МЫ СУЩЕСТВУЕМ!” были направлены через посла Италии в Израиле Франческо Мариа Тало правительству и МИД Итальянской Республики с копиями Генеральному Секретарю Совета Европы, Президенту ПАСЕ, трём сопредседателям Минской группы ОБСЕ от России, США и Франции и Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспшику. Сопроводительное письмо разъясняло новую правовую ситуацию, в которой находятся правительства государств и международные организации в вопросе урегулирования Карабахского конфликта после судьбоносного решения ЕСПЧ, и содержало отсылку на историческое обращение Гейдара Алиева к азербайджанскому народу в 1998 году в связи с 80-летием создания Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Гейдар Алиев определил, что современная Азербайджанская Республика является политическим преемником Азербайджанской Демократической Республики (АДР), это зафиксировано законодательно. Современный Азербайджан не стал правопреемником АзССР, а в государственные границы АДР Нагорный Карабах никогда не входил. Поэтому заявления правительства Азербайджанской Республики о нарушенной территориальной целостности и претензии на территории НКР не имеют под собой правовых оснований.

В письме правительству Италии указывается, что любые государства, которые будут поддерживать незаконные заявления официальных лиц Азербайджана в отношении территории Нагорно-Карабахской Республики, должны будут взять на себя также ответственность за судьбы полумиллиона армянских беженцев и могут ожидать более миллиона судебных исков со стороны как армянских, так и азербайджанских беженцев по поводу нарушения их законных прав. Озвучена также мысль о том, что Нагорно-Карабахская Республика должна быть признана в качестве нейтрального независимого государства (по прецеденту Туркменистана). Компенсации беженцам с обеих сторон и вопросы постконфликтного развития будут решены в ходе дальнейших переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ или в другом формате.

Возврат в прошлое невозможен, и с этим должны считаться как стороны Карабахского конфликта, так и международные посредники. План урегулирования конфликта, разработанный миротворческой группой AZAM 21, был направлен сопредседателям Минской группы в июле 2013 года. В нём, в частности, говорилось:

“Мы стремимся к тому, чтобы “замороженный” конфликт был окончательно завершён на политическом, экономическом и духовном уровнях.

— Политический уровень включает признание НКР независимым нейтральным государством с подтверждением его нейтрального статуса Генеральной Ассамблеей ООН (по прецеденту Туркменистана). Новая “дорожная карта” предполагает принятие в НКР закона о гражданстве, с учётом интересов армян-беженцев из Азербайджанской ССР, смешанных армяно-азербайджанских семей и ВПЛ-азербайджанцев, желающих проживать в НКР. В новых реалиях правительство НКР должно осуществлять эффективное управление на принципах уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности.

— Экономический уровень включает перевод экономики НКР из аграрно-ресурсной в постиндустриальную на основе экономических проектов, реализуемых с внедрением новых инвестиционных моделей, в которых смогут принимать участие не только жители НКР, но и все жители региона Южного Кавказа. Основными направлениями развития экономики являются альтернативная энергетика, медицина, экологический туризм, авиационно-космические отрасли и отрасли высоких технологий.

— Духовный уровень включает широкое применение неиспользованного ресурса народной дипломатии для налаживания коммуникации между представителями двух народов, исключение провокационной пропаганды, пресечение на всех уровнях действий, ведущих к разжиганию межнациональной розни, укрепление доверия между всеми сторонами конфликта, расширение международных связей НКР через активное развитие культуры и туризма. Необходимо делать акцент на ценностях гуманизма, возрождении добрососедства, общности кавказской культуры и традиций, совместных достижениях и победах. Положительную роль в постконфликтный период могут сыграть местные СМИ, НПО, лидеры мнений, а также миротворческая группа AZAM 21 и её проекты”.

(c) Милана Горенштейн, журналист (Иерусалим)

Источник: журнал АНАЛИТИКОН, март 2015
Комментариев нет