С такими словами выступил военный эксперт из Великобритании, отставной полковник Глен Грант в эфире телеканала Еспресо.TV. Он заявил, что если не помешать России, то вслед за блокадой Азовского моря последует захват «территорий от Крыма до Румынии».
Эксперт выразил мнение, что Россия в последние несколько месяцев значительно накалила обстановку в Азовском море. После завершения строительства Крымского моста россияне уже считают море своим. Начиная с мая 2018 года, российские пограничники остановили для досмотра 150 судов, следовавших в порты Бердянска и Мариуполя. Владельцы этих кораблей из-за задержки несут колоссальные убытки. Российские же представители заявили, что в соответствии с подписанными ранее соглашениями с Украиной, пограничники имеют на это право.
Оценив общую напряженность обстановки в акватории Азовского моря в 8 баллов из 10, Глен Грант выразил явную озабоченность влиянием агрессивных действий России на украинскую экономику и функционирование морских портов в Азовском море и выразил уверенность в том, что помочь разрешить ситуацию смогут только США.
Не остались, конечно же, в стороне и американские специалисты. Так, подключившийся к критике президент фонда «Джеймстаун» Глен Говард выразил мнение о необходимости решения вопроса при содействии США.
Громкие заявления зарубежных экспертов естественно получили развитие в Украине. Высокопоставленные политики, среди которых постоянный представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин, бывший глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука, экс-замглавы Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко и некоторые другие, высказались за необходимость срочного силового решения конфликта. Ветеран внешней разведки генерал-лейтенант Василий Богдан отличился уникальным предложением, предложив задействовать одноименную гаубицу «Богдана».
При этом в Верховной Раде прозвучало требование о немедленном разрыве договора с Россией о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также предложение обратиться к ООН и НАТО с целью выделения военных кораблей для сопровождения украинских судов в проблемных акваториях. Некоторые менее агрессивные политики предположили, что действия России являются неким шантажом для решения вопроса с обеспечением Крыма водоснабжением.
Удивительно, но даже не вполне адекватно оценивающие свои возможности украинские представители согласились с тем, что полноценно противостоять России не получится, учитывая, что в распоряжении российских пограничников в акватории Азовского моря имеется до 60 кораблей. Среди них боеспособные ракетные катера проекта 21631 «Буян-М», оснащенными ракетами «Калибр», а также артиллерийские катера проекта 1400 «Гриф» и проекта 1204 «Шмель».
Украина же фактически может противопоставить только корабли 23-го Мариупольского отряда морской охраны. В его состав входит 18 сторожевых катеров «Гриф», «Калкан», «Галия» и УМС-600, вооруженных только пулеметами. Говорят, что еще имеется сторожевой корабль проекта 205П «Тарантул» с артиллерийскими установками АК-230. И этого явно будет маловато для силового решения вопроса.
Однако дополнительную уверенность украинцам придает появление в акватории Черного моря эсминца ВМС США «Carney». В Киеве увидели в этом знак. Если сопоставить сроки появления американских кораблей в Черном море, то они совпадают с периодами эскалации обстановки в регионе. И если исходить из этого, то можно предположить, что Америка действительно усматривает некую угрозу от возможных негативных вариантов развития ситуации.
Конечно же, никто не предоставит Украине военные корабли и в Азовском море не произойдет вооруженного столкновения. Но данная ситуация может служить ярким примером попытки иностранных политиков решить свои проблемы чужими руками. Если Киев разорвет соглашение о совместном использовании Азовского моря и установит границы исключительной морской зоны – хорошо. Это расширит возможности кораблей НАТО по беспрепятственно перемещению. В целом же это дает хороший повод ввести очередные санкции или порассуждать о вреде построенного моста. При этом инициаторы останутся в стороне, спокойно наблюдая, как Украина получает все «орехи».