Российская экономика перешла в глубокую рецессию.

wabaev avatar   
wabaev

Российская экономика перешла от стагнации, в глубокую рецессию.

В течение 2014 года рост с учетом сезонности был практически равен нулю. Уровень потребительской и предпринимательской уверенности снизился еще в 2013 году под влиянием нарастающих структурных проблем, в результате чего домохозяйства и предприятия заняли выжидательную позицию. Повышение волатильности рынка и неопределенности экономической политики в 2014 году, обусловленное геополитической напряженностью, еще больше обострили этот кризис доверия. Российской экономике необходимо было адаптироваться к введению ряда санкций и ответных мер, то есть перейти на функционирование в условиях повышенного риска, это повлияло на снижение внутреннего спроса. Темпы роста потребления продолжали снижаться, однако главной причиной низких показателей экономического роста в первой половине 2014 года стало резкое сокращение инвестиционного спроса. Геополитическая напряженность усугубила неопределенность экономической политики, обусловленной введением санкций и ответных мер и шагов по стабилизации экономики. В то время как меры по стабилизации макроэкономической ситуации были применены, среднесрочные цели экономической политики — с учетом изменившейся геополитической ситуации вокруг России — все еще пересматриваются. Такая сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего курса, который изберет Россия, ограничивает среднесрочные перспективы экономического роста.

Рост неопределенности негативно повлиял на решения инвесторов и потребителей. Предшествовавшие этому угрозы санкций и первые раунды введенных санкций ограничили доступ России к международным источникам финансирования и повысили стоимость заимствований для домохозяйств и предприятий. Большая неопределенность спровоцировала масштабный отток капитала, который наряду с усилением волатильности на валютном рынке и повышением стоимости заимствований существенно подорвал готовность предприятий инвестировать в течение первых восьми месяцев 2014 года. Для потребителей повышение стоимости заимствований означало увеличение доли дохода, направляемого на погашение долгов, вместо привычного рефинансирования краткосрочной задолженности. Потребители также приспособились к условиям волатильности; это выразилось в ослаблении спроса, при том, что возобновление давления на рубль и введение встречных санкций, ограничивающих импорт продовольствия с августа 2014 года привели к росту инфляции, ускорившегося к концу года.

В этих условиях полученые в сентябре 2014 года и в полной мере реализованные рекомендации специалистов МВФ нашими регуляторами привели к резкому развороту экономики страны с стагнации, на рецессию. Решение ЦБ РФ по отмене валютного коридора, при постоянном размещение кредитов РЕПО, привело к катострафическому курсу рубля к доллару - более 80 рублей в моменте 16 декабря 2014 года, именно в этот день ЦБ РФ разместил 3,1 триллиона рублей на аукционе РЕПО. Всё это привело сначало к резкому массовому спросу потребителей и намного более резкому падению спроса в 2015 году. Волатильность на рынке валют в текущем году привела к уходу до 90% инвестиций из реального сектора в спекулятивный валютный сектор. Резкое падение и рост национальной валюты не основанный на фундаментальных факторах реальной экономики приводит к катострафическому росту издержек, росту себестоимости реального сектора экономики. При этом по факту запретительное кредитование, под 30-50% годовых ещё больше уничтожает конкурентоспособность отечественных предприятий. Т.е. сегодняшний приток капитала в Россию - это короткие деньги, сейчас выгоднее утром покупать валюту, а вечером продавать, чем заниматься реальным производством. Чем с успехом занимаются в основном западные хэдж-фонды США, имеющие доступ к дешевым кредитам под 2-3% годовых, они вкладывают в срочные облигации ОФЗ получая от нашего регулятора 17% годовых. Поэтому Bloomberg с такой радостью и пишет об успехах и преодолении кризиса в экономики России, поскольку таких финансовых заработков хэдж-фондов, за счет бюджета и стабилизационного фонда РФ нет и не было никогда не в одной стране мира.

Цены производителей в марте текущего года в нашей стране выросли на 5,5% при прогнозе роста на 1,7%. Это максимальный рост с 1999 года! Но беспокойство вызывают даже не сами цифры, а структура инфляции. Это инфляция издержек как в 1990е годы. Это рост издержек в энергетике, в добыче полезных ископаемых. Так сегодня курс продажи барыля нефти URALS в рублях состовляет чуть более 3000 рублей, в отличии от прошлогодних 3800 рублей, при росте издержек на 20%. Таким образом, при такой экономической политике, добыча полезных ископаемых становится в РФ убыточной. А следовательно и поступление в бюджет будут уменьшаться. Импортозамещение, "слезание с нефтегазовой иглы", при этих условиях становится бредовой фантастикой.

Ситуация в нашей экономике 1990 годы характеризовалась наличием структурной инфляцией издержек и постоянным денежным сжатием, что приводило к падению реального сектора экономики. Но тогда отсутствовали секторы экономики, занимающиеся распределением. Это было советское наследие. Поэтому обвал в секторе производства частично компенсировался развитием банковской и финансовой систем, а также торговли, транспорта и логистики. Сейчас подобных секторов в нашей экономике просто нет.

С точки зрения долгосрочного экономического роста самый большой удар по стране наносят действия регуляторов, которые приводят к медленному выпадению нашей экономики из системы международного разделения труда. Следствием этого является постепенное падение уровня разделения труда в нашей стране, исчезновение целого ряда самых передовых профессий, носители которых вынуждены будут эмигрировать. В результате уровень жизни среднего россиянина будет находиться под давлением в долгосрочной перспективе.

Уровень безработицы идет по намеченному плану, снижение издержек в скором будущем приведет к росту безработицы до 9,5%.

Индекс цен производителей взлетел на максимальную с 1999 года величину. И это в условиях дефицита рублей. Данный график на 100% подтверждает падение товарной массы при росте массы денежной. Рост стержневой инфляции неизменно приведет и к росту денежной массы, который последние годы отстает от инфляции. Более того, в какой-то момент темпы роста денежной массы могут превысить темпы инфляции, что приведет к резкому падению рубля. Но других вариантов просто нет.

Текущие события, распределение всех имеющихся денег только особо приближенным, создают условия для массовых банкротств и ухода в тень мелкого, среднего и даже части крупного бизнеса. Перспективы дальнейшего сокращения бедности и обеспечения роста благополучия в этих условиях не просто ограничены, а неизбежно приведут к обратному результату. Уничтожанная инвестиционная активность снижает вероятность создания новых, производительных рабочих мест с возможностями выплаты более высокой заработной платы. Рост заработной платы и пенсий позволили России значительно сократить бедность и расширить ряды среднего класса. Однако развитие последних событий и высокий уровень инфляции вызовут снижение темпов роста доходов и потребления, а также значительно сократит средний класс. Высокие темпы инфляции снижают вероятность дальнейшего сокращения бедности. Замедление роста доходов ухудшит перспективы роста благосостояния беднейших 40% населения.

Для оживления экономики потребуются предсказуемые экономические условия и новая модель развития на основе диверсификации, собственной экономической политики в интересах российского государства. Возврат к модели, предусматривающей достижение высоких темпов экономического роста в России, будет зависеть от неуклонного роста частных инвестиций и повышения потребительской уверенности, которые нуждается в предсказуемой экономической среде и требуют урегулирования нерешенных вопросов по проведению структурных реформ. Более сбалансированный портфель национальных активов поможет преодолеть структурные ограничения и обеспечить рост. России необходимо укрепить базу экономических активов за счет диверсификации портфеля природных ресурсов, капитала и экономических институтов. Основным направлением структурных реформ должны быть совершенствование экономических институтов, обеспечивающее стабильность государственных финансов и надлежащее управление волатильностью, повышение качества образования и инфраструктуры в целях повышения производительности, а также расширение конкурентной среды, направленное на стимулирование частных предприятий и предпринимательства. Важнейшими задачами реформ на ближайшее десятилетие должны быть стабилизация, образование и конкуренция и самое главное развитие реального сектора экономики. Главной целью же должна стать кадровая реформа и всеобъемлящий контроль за действиями регулятора, для защиты интересов РФ.
Комментариев нет