Свет из глубины

Альберт Восканян avatar   
Альберт Восканян
Из мрака вышел человек — высокий, с густой сединой в волоспах и с лицом, освещённым внутренним светом.

          Фотография из личного архива автора.

          Машина легко глотала километры, а вдали, на чистом просторе, Двуглавый Арарат стоял, как немой хранитель истории — бледная вершина, окутанная лёгкой дымкой. Чем ближе я подъезжал, тем яснее становился контур святого места…
Хор Вирап (глубокая темница, - прим. АВ) - древний монастырь у подножия библейского Арарата. Здесь всё говорит тишиной, говорить не нужно: ветра касаются стен так, словно гладят память. И каждый камень хранит дыхание веков.

           Снимал фотографии, не торопясь: ракурс на монастырь, блики на куполе, старые каменные плиты.
Я начал спускаться в тесную темницу. Узкий проём, влажный воздух. Каменные стены хранили прохладу и тишину, словно замершее дыхание веков.
Здесь, в этой узкой яме без света, тринадцать лет провёл человек, которому было суждено осветить путь целому народу. Видел ли он тогда звёзды? Слышал ли голоса снаружи? Или всё его небо было в душе?

          Царь Армении Трдат III, язычник, жестокий, властный, гордый, словно камень земли армянской, разгневанный проповедью Григория о Христе, бросил его в подземелье, желая навсегда стереть имя нового Бога с армянской земли. Он не подозревал, что через годы сам склонит колени перед Григорием…

           Григорий — сын знатного парфянина Анака, убившего отца царя Трдата. Судьба распорядилась так, что сын убийцы стал спасителем рода человеческого.

           Я стоял у стены, где, как говорят, Святой молился ночами. Мне послышался тихий шёпот, похожий на молитву. Почудилось: где-то рядом дыхание.
Из мрака вышел человек — высокий, с густой сединой в волоспах и с лицом, освещённым внутренним светом. Он смотрел не на меня, а сквозь меня, туда, где за тысячелетие до этого впервые прозвучало имя Христа в армянской земле.
Он не говорил, и не нужно было слов. Я понял: передо мной Святой Григорий.

           А потом появился другой свет: золотистый, тяжёлый, властный. В нём возник силуэт царя Трдата. Его взгляд был суров, но в глубине его глаз теплилось сомнение. В их безмолвной встрече было всё: боль, вера, власть и прощение.

          Я стоял между ними — как невидимый свидетель чуда…

          Царя Трдата постигла болезнь, которую народ счёл проклятием за то, что по его приказу «Рипсимэ с 32 подругами были убиты в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаянэ вместе с двумя девами — в южной части города, ещё одну деву казнили прямо в давильне». Причина – отказ красавицы Рипсиме выйти за него замуж.
После этого Трдат впал в безумие, начал отождествлять себя с диким кабаном, ушёл в лес, где питался травой и кореньями. Эта форма одержимости появилась и у его военачальников.

           Сестре царя Хосровидухт пять раз являлся ангел в блистающем сиянии, возвещавший, что Трдат не исцелится, пока Григорий не будет выведен из Рва.
Когда царя подвели к яме, он уже не был человеком — дикий, обезумевший, с глазами, в которых тлел остаток сознания. Люди отворачивались, боясь взглянуть на своего повелителя.

          Григория вывели на свет. Лицо его было худое, но глаза сияли, будто отражали пламя небес. Он взглянул на царя, и тот, словно узнал его.
Люди замерли. Даже ветер у подножия Арарата стих.
Григорий подошёл, не отводя взгляда, и тихо произнёс:
— Не я, но Господь да исцелит тебя.

          Он коснулся руки Трдата, и царское тело, сотрясаемое звериным рёвом, постепенно смирилось.
Глаза Трдата наполнились слезами. Он упал на колени перед тем, кого когда-то бросил в яму, и произнёс хриплым голосом:
— Твой Бог — велик. Научи меня поклоняться Ему.

          И вот уже царская тень склоняется перед святым. А вместе с ней склоняется и гордая армянская земля, к свету, который должен стать вечным.
И в тот миг рассвело не только над монастырём, но и в душе царя.
Так Армения обрела свет веры, а Григорий — своё бессмертие.

          Получив исцеление, царь сразу крестился и провозгласил христианство государственной религией Армении. Так Армения стала первой страной в истории, принявшей христианство на государственной основе.
Шёл 301 год от Рождества Христова...

           Я поднялся наверх. Воздух ударил свежестью, солнце окрасило Арарат в золото. Я обернулся и, словно во сне, услышал слова, что прозвучали не ушами, а сердцем:
— Свет не угасает, даже если его прячут в глубину...

-------------------------------------------------
          Святой Григорий Просветитель (ок. 252—326) — просветитель Армении и первый католикос всех армян. Крестил царя Армении Трдата III и царицу Ашхен, которые стали первыми в истории христианскими правителями. Крестил царей Алании, Грузии, Абхазии и Кавказской Албании.
Святой Армянской апостольской церкви (память четыре раза в году), а также Русской православной (где известен как Священномученик Григорий Армянский, просветитель Великой Армении) и других Православных церквей, Римско-католической и Англиканской церквей.
Память святого Григория празднуется в Русской православной церкви 30 сентября (13 октября), в римско-католической, 1 октября.
(Из Википедии)
------------------------------------------------
          Подземелье, где томился Григорий Просветитель, находится на юго-западе от главной церкви, под часовней святого Григория. Часовня представляет собой маленькую базилику с полукруглой апсидой. Из двух подземелий, подземелье, где содержался Григорий Просветитель — дальнее. Глубина — 6 метров, ширина — 4,4 метра. Маленькая комната и металлическая почти отвесная лестница ведут в подземелье.
(Из Википедии)

          Ноябрь 2025 г.

Назир Евлоев
Назир Евлоев 1 день тому назад
Приветствую, Альберт! Свяжись со мной. Моя телега Tyche_0
0 0 Ответить
Показать больше