Высоты музыки Ширвани Чалаева

Amina avatar   
Amina

«Пою мое Отечество...» - это призвание, это дар Божий, и композитор гордо и с величайшим достоинством несет его по жизни, щедро делясь своим ярким талантом с человечеством.

Ширвани Чалаева как одного из ведущих композиторов нашей эпохи определяют два начала, слившиеся в его творчестве воедино: яркая самобытность интонации (в широком Асафьевском понимании этого термина) и истинная современность средств ее развития, воплощения.

Самобытность музыкальной интонации Ширвани Чалаева - в народных истоках, что неоднократно подчеркивал сам композитор: «Самое дорогое, что есть у меня — песни гор, песни горцев...». Интонация, песня для Ш. Чалаева - понятие глубоко философское: «Песни — судьбы людей, их жизнь, радости и беды. За каждой стоит человек — оттого все они так богаты и щедры, какими бы маленькими они ни казались... Песня — часть самой природы, и поэтому она так бесконечна и прекрасна... Песня - святая святынь народа».

Сам композитор прошел немало горных дорог, записывая народные песни аварцев, даргинцев, лезгин и, конечно же, лакцев. Им собрано более 500 песен. Часть их легла в основу сборников «Книги песен», часть вошла в вокально-симфонические циклы «Семь лакских песен» для баритона и симфонического оркестра, «Пять лакских песен» для баритона и камерного оркестра. Очередной вокальный цикл «Пять лакских песен» был создан совсем недавно, в начале нынешнего столетия.

Мир края отцов претворен Ш. Чалаевым и в произведениях иных жанров: оперном («Горцы»), балетном («Камалил Башир»), музыкальной комедии («Странствия Бахадура»), в симфонии («Горы и люди»), кантате («Сердце горца»), вокальных циклах для голоса и фортепиано («Песни Муи», слова Р.Гамзатова), в хоровой музыке («Горная ночь»), в фортепианных циклах «Тропинками детства», «В аулах Дагестана», «Три пьесы»; широко известны «Крестьянские танцы» для симфонического оркестра.

Созданные талантливой рукой, в творчестве Ш. Чалаева оживают герои произведений русской и зарубежной литературной классики. Им написаны оперы «Хаджи Мурат» и «Казаки» по Л.Толстому, «Кровавая свадьба» - по Ф. Лорке, «Маугли» - по Р.Киплингу, «Король Лир» - по В.Шекспиру; балет «Хан Гирей» - по «Бахчисарайскому фонтану» А.Пушкина, романтическая баллада-мюзикл «Поручик Тенгинского полка» - по произведениям любимого поэта М.Лермонтова.

С именем М. Лермонтова связан ряд частей хорового цикла «Посвящение» (куда вошли и хоры на стихи А. С. Пушкина), кантаты «Непостижимый Бог» (14 молитв на стихи русских поэтов), а также финал оперы «Читая дневники поэта» - в нем звучит хор «Молитва» («В минуту жизни трудную») из цикла «Посвящение». Отметим также, что в балладу-мюзикл «Поручик Тенгинского полка» вошли 24 стихотворения великого поэта. Среди них «Сон», «Выхожу один я на дорогу», «На смерть поэта», «Сосна», «Молитва» и другие.

Помимо М. Лермонтова и А.Пушкина русская поэзия представлена в творчестве Ш. Чалаева именами А.Блока, Л. Мея, Г.Державина, А.Фета, С.Есенина.

Очень значимо для композитора творчество испанского поэта Ф.Лорки. По его произведениям создана опера «Кровавая свадьба» и вокальный цикл для низкого голоса и виолончели «Лунные песни».

В камерно-вокальном жанре Ш.Чалаева заметно также имя американской поэтессы Э. Дикинсон (цикл «И мир был посреди...»).
Комментариев нет