Речь вождя Сиэтла, обращённую к президенту Америки, но более всего – к белому человеку, от деятельности которого зависит жизнь на планете, умы человечества должны были взять за основу всего экологического движения за жизнь на Земле. Наверное, Сиэтл – единственный из всех аборигенов, именем которого назван город на одном из континентов земного шара. Вариантов его речи сегодня бесчисленно, и теперь любая публикация высказываний вождя Сиэтла никогда не даст 100 процентной уникальности текста.
По этой речи надо писать музыку, кантату, симфонию, реквием, пьесы, оперы, создавать скульптуры и потрясающие воображение панорамы. Никакой другой призыв к решению экологической проблемы не будет иметь такого значения, как эта речь, обращённая к белой расе в 1854 году.
Теперь человек должен переложить его так, как он чувствует.
Мой пересказ – мои чувства, мой вклад в движение за Жизнь, за Землю и Нас...
- Белый человек, пришедший на наши и другие земли в погоне за своим благополучием и сытостью, хочет отобрать у нас не только землю, но и любовь к земле. Он не хочет понять, как это много. Он заявляет, что оставит для нас места, где мы могли бы жить хорошо. А ещё он не устаёт говорить, что мы станем братья и сёстрами, а он – даже отцом всех, остальные будут его детьми. Но нам известно, что это совсем не так. Ведь всегда было не так!
Белый человек не знает, что Земля – это Мать, и она живая.
Разве можно продать или отобрать цвет травы, неба, тепла, исходящих от Матери-Земли? Нам трудно понять такие стремления. Мы ведь не управляем цветом неба, ветрами, дыханием земли и течением воды. Как это можно отобрать или купить у нас? Это то же самое, что попытка купить мысль во взгляде человека. Его тоску или радость, нежность и любовь?
Человек белой расы ничего не смог узнать и почувствовать! Он только овладевал и владел, снова овладевал и владел. Ел и наслаждался. Этого ничтожно мало для того, чтобы понять, что Земля – это Мать, и она живая.
Белый человек не хочет принимать мысли других, считая себя выше всех. Он не отличает один уголок земли от других, он не видит жизнь и красоту в разнообразии, он существо, которое появляется внезапно и берёт все, что ему требуется или чего он хочет. Он вор, который хочет, чтобы его считали честным. Так однажды он захочет съесть и нас. Ведь Земля ему не мать, но он идёт по ней и насилует её вместе с детьми. Он не хочет знать о могилах своих предков и долгах перед потомками. Он только болтает об этом, чтобы обмануть честных людей.
Каждый наследует землю в долг у тех, кто придёт после него.
И Байкал не надо спасать, как и все другие священные места: надо просто отойти от них. Ведь человек - уже не первобытный или средневековый варвар, а - высокоорганизованное существо, способное создать рай на планете, и это существо прекрасно осознаёт все свои действия, пользу или пагубность их.
Белый человек думает, что может купить Мать-Землю и Отца-Небо, как животное или вещь. Он пожирает мать и оставляет на своем пути пустыни.
Нам трудно это понять. Мы думаем совсем иначе, чем белый человек. Города его – это смерть для человечества. Там не может быть тишины. Там нельзя послушать шелест крыльев насекомых, распускание почек, блеяние ягнёнка, зовущего мать. Шум и суета неживых вещей оскорбляют слух.
Какая же это жизнь, если нельзя услышать клики птиц в небе, увидеть бег антилоп по траве, контуры изюбрей в тайге? Мы всё ещё читаем бег ветра над озёрами, реками и травами, того ветра, который несёт запахи еды на родных очагах. Мы всё еще читаем омытую дождём степь и пропитанную ароматом смолы тайгу. И мы всё еще не рвём цветы, мы говорим с ними и касаемся их головок. Мы не всё еще потеряли в себе…
Но белый человек уже не отличает чистый возду от воздуха пожарищ, как умирающий много дней бомж, обитающий посреди своих вонючих строений, из которых его выгнали такие же.
Что может случиться с одним человеком, может случиться и со всем живым миром. Всё во Вселенной имеет связь, мы связаны друг с другом невидимой паутиной, которую не разорвать. Мы видели громадные территории уничтоженной земли вместе с живыми существами. Это сделано белым человеком. Наивный, он думает, что сможет разорвать паутину и, убив всех, сам останется жить вместе со своими недоразвитыми потомками.
Всех в мире объединяет одна кровь. Белому человеку кажется, что у него другая кровь, он не хочет знать о том, что мы одинаковы. Он умрёт от этого незнания и погубит всех остальных. Ведь чтобы ни случилось с Матерью-Землёй, это случится и со всеми её детьми.
Тот, кто плюёт на подобных себе, плюёт на самого себя.
Никому не освободиться от общей судьбы. Почему же белому человеку не хочется стать братом остальным? Ведь у всех нас один, никому неизвестный, Бог. Но белый человек считает, что он сам Бог или уже овладел этим Богом.
Вы думаете, что это беда его одного? Гордость одного - это беда всех!
Однажды белый человек задохнётся в своих же отбросах, а вместе с ним будут умирать в муках все остальные. Но он исчезнет первым.
Осталось немного. Сможем ли мы когда-нибудь стать братьями и спасти нашу Мать-Землю, а значит и всех нас? Долго ли мир будем слушать губительную болтовню белого человека, правителей стран, их состязания в уме, могуществе и красноречии? Мир уже задыхается!
Осталось немного…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Речь вождя Сиэтла, сказанную им на своём языке, записал доктор Генри Смит, белый человек, сохранивший послание краснокожего человека. Он знал язык индейцев и после перевода заявил, что английский язык его времени пока не может показать всю образность, красоту и эмоциональность речи вождя Сиэтла.
Пусть каждый попробует показать их самостоятельно.