Человек, работающий на результат Среда, Авг 20 2014
Автор ЛентаРИ
Алихан Харсиев фигура во многом загадочная для большинства жителей Ингушетии. Его имя и фамилия в последние годы у нас на слуху, но что мы знаем об этом человеке? Построил за свои деньги 100-метровую башню в Магасе, перенеся на равнину этот символ горной Ингушетии. Еще, опять же за свои деньги, построил в станице Троицкой спорткомплекс, включающий в себя борцовский зал и шахматный клуб, опровергнув тем самым классика, утверждавшего, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». При этом, в наших СМИ за А. Харсиевым прочно закрепилось определение – меценат. Ничего другого о нем в них не сообщается. Другой бы, не сделав для своей малой родины и сотой доли, пропиарил себя на всю катушку, но Алихан, по всей видимости, другого склада человек. Но есть здесь вина и наша – журналистов. Мы не приложили и минимум усилий, чтобы рассказать об этом незаурядном человеке на страницах наших газет, понять, чем он руководствуется, выкладывая бескорыстно из своего кармана столь большие средства и даря своему народу столь значимые и нужные нам объекты.
То, что не сделали мы, журналисты Ингушетии, сделали наши дагестанские коллеги из газеты «Черновик». Они опубликовали обширное интервью с Алиханом Харсиевым, в котором ярко раскрылся и его богатый внутренний мир, и мотивы, которыми он руководствуется, совершая бескорыстные поступки, и его отношения с людьми, и высокий уровень его интеллекта…
Меня давно интересовал этот неординарный человек, еще с тех пор как увидел на сайте федерации спортивной борьбы России его фамилию среди вице-президентов этой общественной организации. И был немало удивлен, поскольку неплохо знал борцовский мир и до этого никогда не встречал эту фамилию в связи с этим видом спорта. Но, давайте обратимся к интервью.
Из него мы узнаем, что А. Харсиев не какой-то там выскочка – нувориш, нажившийся на народных бедствиях в 90-е годы прошлого века. За его плечами богатый жизненный и производственный опыт. По образованию он инженер-строитель, еще в советские годы построил в Грозном многие уникальные здания. Но все это закончилось с началом известных событий конца XX века в стране и в тогдашней Чечено-Ингушетии.
«Свой первый бизнес-опыт я, можно сказать, получил в США, – рассказывает Алихан дагестанскому журналисту, – конечно, там было легче во многом. Здесь же, после распада СССР, мне пришлось с колес осваивать новую профессию, стал заниматься плодоовощной базой, был ее замдиректора. Потом приватизация. Со временем был уже не один бизнес, а несколько…»
Отвечая на вопрос, какие у него деловые интересы в РИ, А. Харсиев говорит: «То, что я делаю, не такие уж большие вложения. И они делаются не в экономику и не в бизнес. Все, что там мною сделано, – это благотворительность.., и бизнеса у меня в Ингушетии до сих пор не было. Сейчас думаю над одним совместным с Израилем и Казахстаном проектом в области it – технологий. Вот, если этот проект успешно реализуем, уже можно говорить о бизнесе и вложениях в Ингушетию».
Я специально просмотрел список 200 богатейших россиян в журнале «Форбс», нижняя граница капитала в нем в районе 500 млн долларов. А. Харсиева там нет. То есть, он не такой уж богач, чтобы тратить такие деньги, не рассчитывая на отдачу. Согласитесь, и спорткомплекс, и Башня Согласия это дорогостоящие объекты. Тогда, что же это за человек, какие мотивы подвигают его на это?
Сам он об этом говорит так: «Я считаю, что мне все это дает Аллах. Поэтому я тоже должен отдавать. Вкладываться можно во все, что не противоречит религии». И когда у А. Харсиева журналист спрашивает: «А если завтра вам предложат инвестировать в игорный бизнес?» – он без колебаний отвечает: «Никогда в жизни! Это противоречит исламу».
Меня особенно привлек названный А. Харсиевым совместный с Казахстаном и Израилем проект в области высоких технологий. Почему? Да потому, что все постсоветские годы происходила «утечка мозгов» из Ингушетии. Выехав из республики и получив образование в этой области, наши юноши и девушки не могли вернуться домой и применить здесь свои знания. Для высококвалифицированных «айтищиков» у нас просто нет работы. Теперь положение коренным образом меняется. На днях, во время приезда в РИ федерального министра Н.Никифорова, была заложена капсула в фундамент технопарка в сфере высоких технологий с посланием к потомкам. Технопарк должен быть закончен строительством в 2016 году. Возможно, и проект А. Харсиева как-то с этим связан. Я очень признателен этому замечательному человеку, за то что он решил вложиться не в производство кирпича или тротуарной плитки – таких у нас достаточно, а именно в высокие технологии. Если не будем развивать это направление, мы всегда будем плестись в хвосте цивилизации, будем бедными и убогими.
Еще одна приятная и важная новость от Алихана Харсиева – он хочет открыть в республике филиал проектной мастерской Сергея Ткаченко, одного из лучших российских архитекторов, много лет возглавлявшего научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы. Для меня, не специалиста в этой отрасли, и то понятно, насколько это важно для нас. Строим мы много, а проектного института, в полной мере отвечающего своему названию, нет. Заказы приходится делать на стороне, а это значит, что туда же уходят и деньги на оплату их труда.
Говоря о своих взаимоотношениях с руководством РИ, Алихан отмечает, что они хорошие. Ю. Евкуров идет навстречу инициативам, если их реализация может принести пользу республике. Вот и в случае с филиалом мастерской С.Ткаченко он всецело поддержал проект, дал соответствующие поручения. Дальше цитирую интервьюируемого: «С Юнус-Беком Баматгиреевичем мы уже обо всем договорились, но все буксует из-за чиновничества, какой-то замкнутый круг получается. Они зачастую работают на процесс, а не на результат».
А теперь о спортивной стороне деятельности этой многогранной личности. Федерация спортивной борьбы РФ объединяет в себе как вольную, так и греко-римскую борьбу. Это одна из самых мощных в спортивном и финансовом плане федераций в стране. Главным ее спонсором является один из богатейших людей страны Сулейман Керимов. И то, что в высшем руководстве ФСБР есть А. Харсиев, очень хорошо для спортсменов Ингушетии. Есть кому проследить и повлиять, чтобы их не «задвигали», не дискриминировали по неспортивным причинам, что, к сожалению, в этой сфере случается нередко. Это особенно важно сейчас, когда до Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро осталось два года (2016 г.), а сразу три наших борца греко-римского стиля недавно стали чемпионами России и претендуют на поездку в Бразилию.
Так сложилось, что греко-римская борьба приносит Ингушетии лучшие спортивные результаты, чем вольная, тогда как в соседних регионах наоборот. Но, как кажется, скоро должны подтянуться и «вольники». В республике создан Центр олимпийской подготовки по этому виду борьбы во главе с призером Олимпийских игр, экс-тренером сборной команды Турции Адамом Барахоевым. И, как говорят осведомленные люди, идейным и финансовым вдохновителем этого проекта выступил Алихан Харсиев.
Заботит вице-президента ФСБР А. Харсиева не только развитие этого вида спорта в Ингушетии, круг его обязанностей на этом посту обширен. Но об этом сейчас мы не будем распространяться. Скажем лишь, что наш герой не замыкается в рамках одного вида спорта. Он помогает в тяжелых жизненных ситуациях и представителям других видов спорта. Так было, например, с профессиональным боксером, многократным чемпионом мира Натальей Рагозиной.
Сфера спорта для тщеславных людей прекрасная возможность стать публичным человеком, сделать политическую карьеру. Может быть, и Алихан Харсиев жаждет этого? Такой вопрос ему был задан и дагестанским журналистом. А. Харсиев однозначно отверг для себя такую перспективу. При этом подчеркнул, что есть вопросы в Ингушетии, в том числе и территориальные, которые он просто не сможет решить, «очень переживаю за все происходящее».
Таков неполный портрет нашего известного далеко за пределами Ингушетии земляка. Такие люди приносят признание и уважение своему народу среди других народов страны. Побольше бы нам таких, как Алихан Харсиев!
Абу ГАДАБОРШЕВ, газета "Сердало"
Комментариев нет