"Большие гастроли" в Тамбове

Artem Proshin avatar   
Artem Proshin
«Большие гастроли. Театральное лето России 2014» - проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, созданного при Министерстве культуры России в феврале нынешнего года для формирования, координации и реализации полномасштабных гастролей в провинции ведущих российских театров.


Программа «Театральное лето России 2014» направлена на создание общего культурного пространства России, расширение рамок творческого общения, ведь первостепенная задача Центра - привезти в регионы ведущие театральные коллективы, известных российских артистов, привлечь зрителя и открыть пути для профессионального развития региональных театров. Стоит отметить, что важное условие проведения Федеральной гастрольной программы - демократичная ценовая политика, то есть цены на билеты устанавливает принимающий театр, приезд коллектива в регион оплачивается из федерального бюджета.
Весной в рамках Восьмого театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова состоялась встреча руководителей театров - участников фестиваля, руководителей и работников театров соседних регионов с руководителем Центра Евгенией Шерменевой. Она коротко рассказала о планах и принципах работы центра, ответила на вопросы собравшихся. Отметила, что центром подготовлено порядка 20 программ участие в которых примут, а на данный момент уже приняли участие театры федерального подчинения. Но так как регионов намного больше чем федеральных театров к участию в проектах также приглашены крупнейшие театры Москвы и Санкт-Петербурга.


В итоге встречи руководство области и театра вместе в руководителем Центра Евгенией Шерменевой договорились о том, что в программу «Большие гастроли. Театральное лето в России» будет включен и Тамбовский регион. Так с 7 по 10 сентября в Тамбове состоялись гастроли Московского театра «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза.
Театр довольно избалован гастролями, активно ездит по России и за рубеж, представляет российскую культуру на престижных международных фестивалях. Участие в данном проекте по словам его художественного руководителя также важно для театра.


Театр «Школа современной пьесы» был создан Иосифом Райхельгаузом 25 лет назад в 1989 году, на первой волне перестройки. Накопив силу в среде рвавшейся к творческой свободе российской интеллигенции конца 80-х годов, эта волна выплеснула на берег немалое количество экспериментальных студий, «подвальных» театров и творческих лабораторий, значительная часть которых просуществовала недолгий век. «Школа современной пьесы» оказалась среди тех немногих, кто выдержал конкуренцию и встал вровень с русскими театрами, имевшими долгие и славные биографии. Театр занял свою собственную нишу современной драматургии. В репертуаре театра пьесы Виктора Шендеровича, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Михаила Дурненкова, Григория Остера, Натальи Савицкой, Андрея Максимова, Людмилы Улицкой, Михаила Хейфеца, Иона Друцэ, Льва Наумова и многих других. Исключением стал Антон Чехов, хотя и его пьесы довольно-таки актуальны сегодня. «Школа» строит свою работу на традиционных принципах российского репертуарного театра: в ней трудится постоянная труппа, кстати одна из самых маленьких в Москве, порядка 30 артистов – команда единомышленников, объединенная общими взглядами на художественное творчество.
Основателями театра также стали Альберт Филозов и Любовь Полищук. Они сыграли главные роли в первом спектакле театра «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. Постановка не сходила с афиши 20 лет. В 2009 году театр решил сделать апгрейд спектакля. И теперь зритель приходя в театр видит уже его новую версию. Римейк смог посмотреть и тамбовский зритель в рамках состоявшихся гастролей.



Помимо спектакля «Пришел мужчина к женщине. Новая версия» театр привез в Тамбов свой легендарный спектакль «А чой-то ты во фраке», поставленный в 1994 году и сменивший несколько актерских составов. В нем в разное время играли и Алексей Петренко, и Альберт Филозов, и Любовь Полищук, и Людмила Гурченко, и Юрий Чернов, и Эммануил Виторган, и Владимир Качан. Эта постановка является визитной карточкой театра. Фабула знаменитой истории Чехова о Воловьих лужках, которые становятся яблоком раздора для соседствующих мечтающих породниться семей, лежит в основе двух либретто – оперного и балетного. Драматические артисты вначале исполняют сольные арии и ансамбли, а затем они же по самым строгим правилам классического балета с невероятной иронией исполняют па-де-де, па-де-труа, а также сольные пируэты и фуэте.




А открывались гастроли одной из последних премьер театра - спектаклем «Последний ацтек» по пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер», обозначенной автором как «комедия и немножко себе мелодрама». Альберт Филозов, Татьяна Веденеева и Елена Санаева сыграли героев истории взаимоотношения мужчины и женщины, которых судьба внезапно столкнула на улице в современном Нью-Йорке. Немолодой эмигрант из бывшего СССР Вульф Гольдинер попадает под машину американки Джейн Уотсон. Суд приговаривает миссис Уотсон к 80 часам общественных работ, которые заключаются в уходе за пострадавшим мистером Гольдинером. Есть лишь две истории, волею судьбы оказавшиеся в одном месте и в одно время. Между ними устанавливается сложно объяснимая, хрупкая, но очень нужная обоим человеческая связь.








В рамках больших гастролей прошло предварительное собеседование для желающих поступить на заочное отделение режиссерской и актерской мастерских ГИТИСа которой руководит художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, который уверен, что «Нужно брать людей, которые уже что-то об этой жизни знают, знают о театре. И не просто знают, а понимают, зачем они в это дело идут». На собеседование пришло порядка двадцати человек, причем половина из них были являлись школьниками, которым Иосиф Леонидович порекомендовал либо поступать на дневное отделение либо в вуз, который выпускает артистов драматического театра и кино, либо сначала получить достойное образование и затем, если не пропадет желание, поступать на режиссуру. А с некоторыми пришедшими на встречу Иосиф Райхельгауз договорился об отдельной частной встрече в тот период, пока он находится в Тамбове, чтобы конкретно поговорить о возможностях и целесообразности поступления в ГИТИС. Велика вероятность, что в следующем году в числе абитуриентов, а может и студентов одного из престижных театральных вузов страны окажутся тамбовчане.


Комментариев нет