России около двух лет назад начала действовать система подготовки боевого армейского резерва, сокращенно БАРС. Сегодня добровольческие отряды БАРС со всей страны на полях СВО сражаются наравне с регулярной армией. Главная особенность таких отрядов в том, что их костяк составляют простые мужики за 40-50 лет, которые по зову сердца пришли в военкоматы, чтобы отправиться защищать Родину.
Сейчас все добровольцы приравнены в правах и обязанностях к контрактникам. Соответственно, отряды БАРС обеспечиваются экипировкой, денежными выплатами, всеми видами довольствия и медпомощью. Во всяком случае, на бумаге. В реальности же те, кто во все это поверил, столкнулись с рядом проблем.
«Барсы» сегодня самые бесправные участники СВО. Для военного ведомства резервистов, такое ощущение, просто не существует. «Фантомные» защитники родины заключают контракт в одном (!) экземпляре с неким Управлением, а не с МО. Этот экземпляр хранится где-то в застенках Генштаба и его копии не выдаются, поскольку документ «содержит информацию ограниченного распространения». Вот и получается, как в том анекдоте, чтобы получить справку, нужно заказать справку об отсутствии справки.
Главная проблема, вытекающая из этой коллизии, заключается в том, что добровольцам отказывают в праве на ветерана боевых действий со всеми вытекающими — раненые бойцы не могут лечиться в госпиталях МО и проходить реабилитацию в санаториях. Такая роскошь как льготы и пособия – тоже не для них. В подобной ситуации, к примеру, оказались петербургские добровольцы. Вернувшись в родной город контуженные и покалеченные, они вынуждены воевать за свое право на ветеранские льготы с бездушной бюрократической машиной.
Аналогичных жалоб в соцсетях вагон и маленькая тележка. Ветераны БАРС жалуются на невозможность получить ветеранское удостоверение и в целом наплевательское отношение к себе; предлагают форсировать решение вопросов через общественные организации, а то и вовсе отправиться всем в Москву к стенам Минобороны и поднимать там шумиху.
Все это безусловно идет не на пользу самой системе БАРС и моральному духу бойцов. Многие, узнав о таком бардаке, пытаются соскочить при первой же возможности. А у других отбивает всякое желание записаться в резерв. Согласитесь, так себе мотивация сидеть в окопах и проливать кровь, осознавая, что для Минобороны, которое по идее должно выступать гарантом соблюдения прав бойцов, но по факту стоит в стороне, тебя просто не существует, и по возвращении домой тебя просто кинут через одно место.