Джадидизм между возвращением к истокам и искажением религии

latypov1976 avatar   
latypov1976

Джадидизм между возвращением к истокам и искажением религии.

Сегодня в умы российских мусульман, сталкивающихся с чрезмерным страхом государственных чиновников перед их стремлением возродить свою религиозную идентичность и слиться с мировой мусульманской общиной, внедряются различные мыслительные конструкции. Их смысл, как правило, направлен на разделение мусульман по территориальному признаку, в рамках какого-либо мазхаба, на основе новых идей и терминов предлагаемых в качестве «шариатских» решений на современные вызовы перед которыми стоят мусульманская община.
Если говорить о России, то последнее время часто в качестве идеи для возрождения и движения вперед предлагается так называемый «джадидизм», распространявшийся среди поволжских и крымских татар и башкир в конце 19 - начале 20 века. Известными представителями этой идеи были такие тюркские общественные деятели как Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов,Муса Бигеев, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев. Эта группа мусульман-реформистов, находилась под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей, а также младотурецкого (националистического) движения в Османской империи. Они считали своим призванием работу направленную устранение религиозного "фанатизма". Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать духовенству и всем верующим преимущества европейской цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия «врат иджтихада» для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.
Сегодняшний исторический период схож с теми историческими обстоятельствами, в которых жили мусульмане царской России, когда духовенство не давало решений на появляющиеся у мусульманской уммы проблемы на фоне всеобщего духовного упадка и гнета мусульманских народов со стороны Российской империи. Более того, духовенство часто выступало в роли «премудрого пескаря» препятствующего любым изменениям и прогрессу под предлогом сохранения стабильности и спокойствия. Именно этими обcтаятельствами было обусловлено возникновение такого общественно-политического и интеллектуального движения как «джадидизм» (обновление религии).
Что же такое на самом деле «джадидизм» и ему подобные идеи? Это выход или тупик, возвращение к истокам или искажение Ислама и борьба с ним изнутри?
Идея обновления религии давно существует в Исламе и у мусульманских правоведов (факихов). Она исходит из хадисов, переданных от Посланника Аллаха (с.а.с.). И самым известным из них служит хадис, переданный Абу Даудом (4291) в своем сборнике достоверных хадисов от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الْأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا
«Аллах отправит этой общине (Умме) в начале каждого столетия того, кто обновит её религию». (назвали достоверным Шаукани в "المقاصد الحسنة" , 149; Албани в «сильсиля ас-сахиха», 599)
В арабском языке слово «обновление» обозначается словом «тадждид». В языке арабов оно означает: «таси’иру аш-шайа джадидан», т.е. делать вещь новой, и «джадда ас-савбу», т.е. стала одежда новой. Слово «джадид» (новый) противоположно слову «къадим» (старость) [см. книгу «Мухтар ас-Суххах», стр. 47]. Также «джаддада аш-шайа» - обновил вещь и сделал её новой, т.е. старое сделал новым [см. книгу «Лисан-уль-араб» 3,71].
Следовательно, тадждид, т.е. обновление – это делать старое новым, т.е. возвращение старого в его первоначальный вид. Слово «тадждид» (обновление) образует в сознании человека представление, в котором сочетаются три смысла:
1 – Обновляемый предмет имелся изначально, и люди знали об этом и были обязаны заботиться о нем.
2 – Этот предмет с течением времени подвергся износу и стал старым.
3 – Этот предмет вернулся в то состояние, в котором он находился до того, как износился.
В Священном Коране используется выражение «джадид» (новый) в описании воскрешения после смерти и возвращения людей к жизни и в то положение, в котором они пребывали до смерти. Неверующие отвергли свое воскрешение после смерти, и Всевышний Аллах привел их слова в Коране:
وَقَالُوا أَئِذَا ضَلَلْنَا فِي الْأَرْضِ أَئِنَّا لَفِي خَلْقٍ جَدِيدٍ بَلْ هُم بِلِقَاء رَبِّهِمْ كَافِرُونَ
«Они говорят: «Неужели после того, как мы затеряемся в земле, мы возродимся в новом творении?» (32:10).
Другими словами, отвергая и считая ложью, они сказали: «Разве после того, как мы станем землей и прахом, мы вновь вернемся в то состояние, в котором были?!» Муфассир Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, так истолковывает эти упомянутые в Коране высказывания неверующих:
منكرين قدرة الله على إعادتهم خلقا جديدا بعد فنائهم وبلائهم
«Они отвергли то, что Аллах может вернуть их, создав их заново, после того, как они истлели и были испытаны».

Муфассир Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята говорит:
أي : أئنا لنعود بعد تلك الحال ؟! يستبعدون ذلك
«Т.е. неужели мы вернемся после этого положения! Они считают это невероятным».

Итак, обновление вещи – это возвращение и восстановление её в первоначальном состоянии. Отсюда следует, что обновление религии не означает её изменение или смешение, а напротив, сохранение её в превосходном и свежем виде – такой, какой ниспослал её Всевышний Аллах своему Посланнику Мухаммаду (с.а.с.).
Вещь, которая подверглась различным воздействиям, от которых она стала старой, то есть изменилась и стала отличной от своего первозданного вида. То есть:
1 – Теряются некоторые её особенности и она становится неясной для того, кто изучает её.
2 – Что-то было утрачено из нее и она стала лишенной некоторых своих компонентов, что сделало ее неполноценной в своей форме.
3 – Что-то было добавлено в неё и она стала неоднородной, смешанной в своей сути.
Обновление в таких случаях заключается в выявлении того, что стерлось, возвращении того, что утратилось, устранении того, что добавили и приписали.
Такое обновление означает полное и чистое возвращение к истокам и основам, а также призыв к стойкому соблюдению истины и оставлению испорченного подражания, основанного на слепом и безрассудном следовании.
Из этого следует, что обновление «джадидизм» – это процесс обнаружения истоков основ и ответвлений, а отнюдь не оголтелый процесс разрушения и судорожная замена на нечто иное.
Пророк (с.а.с.), пояснил, что религия защищена от изменения на основании вышеупомянутого хадиса: «Аллах отправит этой общине (Умме) в начале каждого столетия того, кто обновит её религию». Исламские ученые выразили в пояснение смысла обновления ряд высказываний, близких между собой по значению. Все эти высказывания вращаются вокруг значения сохранения религии в том виде, в котором принес её Посланник Аллаха (с.а.с.).
Что касается понимания его у исламских ученых, которые прокомментировали этот хадис, то обновление религии происходит путем её возвращения, оживления и претворения в первозданном виде. Возвращение её в первоначальный вид осуществляется через устранение всего чуждого, привнесенного извне. А также через ограничение её божественным откровением и путем искреннего претворения религии так, как было это во времена Посланника Аллаха (с.а.с.), наших праведных предшественников.
Ас-Суюти в книге «Джами-ус-Сигъар» пишет:
المراد بتجديد الدينِ تجديد هدايته وأَحقيته، ونفيُ ما يُعرض لأهله من البدع والغلوّ فيه
«Под обновлением религии подразумевается обновление её истинного пути и её превосходства, а также отказ от всех новшеств и преувеличений в ней, которые предлагаются последователям её (т.е. Ислама)».

Данное высказывание и другие изречения исламских ученых в целом, однозначно гласят о том, что обновление религии означает очищение её от всего привнесенного и придание ей блеска подобного солнцу, светящему на безоблачном небе. Именно так понимали наши предки смысл слова «обновление» в религии.
Поэтому узаконенное обновление - это возвращение религии к тому положению, как это было во времена Пророка (с.а.с.) и возвращение людей к тому пути, по которому следовали мусульмане трех первых превосходных веков. А также очищение её от бессовестных искажений, чрезмерности привередливых и уклонений грешных людей, для того чтобы люди могли вернуться к ней с согласием, принятием, послушанием, верой, соблюдением, усердием, пониманием и претворением.
Более того, хадис об обновлении поясняет то, что Всевышний Аллах оказал честь этой благородной Умме, которая является лучшей общиной, выведенной для людей. Ибо не будет проходить и ста лет её жизни, как Аллах будет даровать ей того, кто будет обновлять религию и возвращать её в первоначальное состояние. Это благая весть о том, что обновление не прекратится в этой Умме, и что всякое чуждое, прилипающее к Умме, подвергнется обновлению, и что это обновление будет происходить в начале каждого века. Поистине, это милость, которую Всевышний Аллах оказывает своим рабам, которые будут делать это в тот период времени. Итак, ни одно столетие не пройдет без своего обновителя.
Хадис не обязывает, чтобы обновитель был одним человеком. Как важность, так и серьезность данной задачи требуют наличия нескольких человек для ее решения. Местоимение «того», приводимое в хадисе, свидетельство этому. Поскольку оно употребляется как в отношении одного человека, так и в отношении группы людей. Обновление касается всей религии, не сводится только к одной её стороне. На это указывает общее выражение, понимаемое из слов «её религию». Таким образом, религия будет сохранять свою чистоту, и передаваться от поколения в поколение, будучи совершенной и без всяких недостатков. Подтверждение хадиса об обновлении приводится в словах Всевышнего Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:09).
Также в словах Посланника Аллаха, ﷺ:
لا تَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِي ظَاهِرِينَ عَلَى الْحَقِّ، لا يَضُرُّهُمْ مَنْ خَذَلَهُمْ، حَتَّى يَأْتِيَ أَمْرُ اللَّهِ وَهُمْ كَذَلِكَ
«Не перестанет быть группа людей из моей общины, которые будут открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них, пока не наступит веление Аллаха, и они будут оставаться в таком положении» (передал Муслим; см. Шарх Навави, № 1920).
Именно так понимали обновление предшествующие ученые.
Таким образом, на основе истинного представления о «джадидизме» (обновлении религии) можно будет отличить подделку, лишь именуемую «джадидизмом» и имеющую начинку из нешариатских мыслей и законов. Мы сможем не обмануться на призывы некоторых о несоответствии исламского шариата нынешнему времени, о необходимости отведения большей роли разуму в определении «масалих аль – мурсала» (вреда и пользы), несмотря на то, что вред и пользу для нас уже определил Всевышний, о применении « фикха меньшинства», «религиозного обновления» (ат-тадждид ад-диний), «современного мусульманского права» (асраният-уль-фикх), «права реальной действительности» (фикх-уль-вакъиа) и других.
Ибо все вышеперечисленные мыслительные конструкции внедряются умы мусульман под предлогом обновления религии, на на самом деле посредством них религия искажается, а неверию, не имеющему никакой связи с Исламом, придается статус Ислама.
Всевышний Аллах говорит:

وَلاَ تَرْكَنُواْ إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللّهِ مِنْ أَوْلِيَاء ثُمَّ لاَ تُنصَرُونَ

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ
«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца зачерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (57:16).


Центр исследований проблем мусульман
Рустем Латыпов
Комментариев нет