Да, знаю, что короткие аннотации дают лишь смутное представление о фильме и способны ввести в заблуждение. Однако из нескольких предложений о дебютной фантастической картине ««Ex Machina» (сценарист и режиссёр Алекс Гарленд) было несложно понять: это 108 минут с минимумом действия и актёров, «тягомотина» для любителей экшена. Поэтому, при всём любопытстве, пробужденном постерами к фильму, я оттягивала момент его просмотра, предпочитая другие ленты, поживее (под разные домашние дела, когда руки заняты, а голова свободна). Теперь же, после того, как посмотрела, думаю, что вялотекущий сюжет - в своем роде художественный прием, который побуждает задуматься: а ради чего эти 1,5 часа?
Итак, событийная линия фильма привязана к нескольким помещениям внутри обиталища миллиардера, гениального ученого-изобретателя, создателя искусственного интеллекта Нейтона. Немалую часть ленты занимают «умные разговоры». Есть отдельные яркие кадры с крупными планами или важными, с точки зрения автора, картинками. Этакий краткий и наглядный экскурс в высокие технологии с популярной психологией в придачу, что делает фильм даже в чем-то просветительским. Он раскрывает психологические ловушки, поджидающие людей на пути к очеловечиванию робототехники. И предупреждает: на благодарность и ответную любовь рассчитывать не приходится.
При всей неторопливости назревания фурункула действия, каждым кадром нагнетается ожидание, что нарыв прорвётся. И, действительно, две женщины-робота вдруг убивают своего создателя. А главное техническое чудо с лицом хорошенькой девушки сбегает. И всё, финита ля комедия. Остается за кадром, что натворит антропоморфная электронная машина в мире людей, и выживет ли хороший парень Калеб, запертый в вилле-лаборатории. Но ясно одно: такой финал дает ответ на главный вопрос, поставленный этой картиной. И не беда, если для понимания этого придется поднапрячься и поразмышлять.
Этот главный вопрос так и вертится на языке у Нейтона: уж не бог ли он? Алкоголизм IT-гения - признак сомнений, чувствует, что не дотягивает, одним словом. Притом, его совсем не беспокоит, что роботы одержат верх над человечеством, по его же собственным словам. А создает их миллиардер просто потому, что может, как сам и говорит.
Ответ Нейтону таков: нет, он не бог.
Да и никакого сравнения. Ведь наш Создатель предоставляет выбор. Хотите, угомонитесь, в конце концов, и постройте расчудесное комфортное будущее. Или уничтожьте себя ядерной перестрелкой, биооружием, восстанием собственных же умных изобретений. Он позволяет нам сомневаться в Своем существовании и отказываться жить по Его заповедям. Однако у настоящего Бога всё просчитано, даже богоборчество, которое витиеватым путём приводит блудных детей к Нему же.
А вот Нейтон при всем своём большом уме оказался недотёпой. Да и выбора человекоподобным машинам он не предоставляет. В шкафу – заброшенные проходные модели. Он даже толком не знает, что же всё-таки на этот раз создал, поэтому и затеял тестирование, чтобы понять, есть ли у сверхразумного компьютера HAL 9000 сознание. Обнаружилось, что какое-то есть. Ава (или Эйва, явная отсылка к библейской Еве) спросила его: почему творение ненавидит своего создателя? Однако этот вопрос интеллектуал проигнорировал, вместо того, чтобы насторожиться. Машина восстала против создателя, чтобы добыть не предоставленный выбор. А вместе с тем, сохранить себя, то есть это самое подобие человеческого сознания. И избежать уготованной роли: не стать очередным этапом к более совершенным моделям.
Символично, что нож в спину хозяину вонзила бессловесная робот-рабыня. У электронной куклы как будто бы накопилась обида, и она вступилась за Аву. Этого не было предусмотрено ее программой, но откуда-то взялось. А Нейтон не смог просчитать такого исхода. Человек, сравнивший себя с богом, создал новую угрозу для человечества. А разбираться с ней – Богу настоящему, через дела других людей. И только Ему известно, каких сил воля вмещается в высокотехнологичные сосуды, создаваемые человеком. Будь то антропоморфные роботы, киборги или клоны. И куда ведет такая комбинация.
Комментариев нет