Идеология охранительного начала: куда поворачивает школьная программа в России

NewsPulsePolitics avatar   
NewsPulsePolitics
Интересные события происходят на книжном рынке России. С одной стороны, РАН не допускают до экспертизы школьных учебников, с другой – создается центр по оценке книг на соответствие законодательству, н..

Интересные события происходят на книжном рынке России. С одной стороны, РАН не допускают до экспертизы школьных учебников, с другой – создается центр по оценке книг на соответствие законодательству, но за пределами правительства. О чем это все говорит? Идет передел зон влияния как в идеологической части, так и в коммерческой.

Буквально сегодня президент Российской академии наук Геннадий Красников пожаловался в Совете Федерации на «сильнейшее сопротивление введению экспертизы по учебникам». Он не указал, кто препятствует академическим ученым проверять учебную литературу, однако из контекста ясно, что речь идет профильных министерствах – просвещения и образования.

«Экспертиза должна носить комплексный характер, смотреть не только контент, но и интенсивность программы, другие предметы, которые помогают освоить дисциплину», - с этим утверждением трудно не согласиться.

В советское время Академия наук непосредственно курировала процесс написания учебников, особенно в тех сферах, которые способствуют формированию системы ценностей и идеологической картины мира. Главным камнем преткновения сегодня, безусловно, стала история и обществознание, пересмотру подвергается и программа по литературе, из которой изъяли западную футурологию («О дивный новый мир» и «1984» Хаксли, «Превращение» Кафки и др.).

Последнее уже и так сократили до нельзя, чтобы увеличить удельный вес истории на один час в неделю. Однако новый единый учебник по истории вызывает много вопросов у профессионалов. В частности, обсуждается крен в национал-охранительный патриотизм. Ничего не имею против философа Ильина, вокруг которого разгорелась недавно бурная дискуссия. Хочется лишь отметить: если вы даете Ильина, где же тогда его визави Трубецкой – основоположник евразийства?

С другой стороны, что касается коммерческого книжного рынка, то здесь функция проверки изъята у Минцифры, которое заведует у нас почему-то книжными издательствами. «Экспертный центр для оценки печатных и электронных книжных изданий» создается на базе Российского книжного союза. И другие госорганизации будут его курировать: Роскомнадзор, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Российская академия образования, РПЦ, Русской православной, Духовного управления мусульман России и даже Федерации еврейских общин России и др.

Центр будет проверять литературу (за исключением учебников, нормативных и официальных изданий) на соответствие законодательству. И действительно, если из школьной программы ещё можно убрать произведения про ЛГБТ, то в книжных магазинах они по-прежнему стоят, как и масса популярной псевдоисторической литературы западных и российских либеральных авторов. Все это, безусловно, средства мягкой силы, направленной на работу с читающей публикой.

Вообще хочется процитировать старину Байдена: на дворе ХХI век – как можно запрещать книги? По мне так продавать можно все, что угодно, однако выбор должно воспитать сильное образование. И действительно, как можно запретить книги в век информации? То, что не будет на полке, найдут в Сети. Более того, сформируются новые писатели-диссиденты, привлекательные своей опальностью и запретностью для молодежи.

А вот в школе должен действовать принцип охраны детства и юношества от влияния всяких деструктивных явлений, культов, течений. А дальше не отгородите вы взрослых людей от всех изъянов общества. И уж лучше, на мой взгляд, о них прочитать, чем стать жертвой собственного неведения.

Комментариев нет