Москва Кассиопея и Отроки во Вселенной на мой взгляд одни из самых лучших фильмов снятых в СССР для детей и юношества.
«Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» - научно-фантастическая советская кинодилогия для детей и юношей. Кинодилогия поставлена режиссером Ричардом Викторовым по сценарию Авенира Зака и Исая Кузнецова.
«Москва - Кассиопея» - из глубин Вселенной до Земли долетает радиосигнал с планеты Альфа созвездия Кассиопеи, посланный разумными существами. В соответствии с проектом Виктора Середы, к Альфе Кассиопеи отправляется экспедиция. Ввиду того, что полет займет очень много времени, команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полета, экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Изза безответственного поведения космического зайца Лобанова, корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Смогут ли юные герои выполнить свою миссию?
«Отроки во Вселенной» - приключения ребят продолжаются на Альфе, где они встречаются с жителями и роботами этой планеты.
Премьера фильма «Москва - Кассиопея» состоялась 23 сентября 1974 года, а премьера фильма «Отроки во вселенной» состоялась 25 марта 1975 года.
Фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной», снятые в 1973 году до сих пор считаются одними из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».
Если мы как общество имеем желание развиваться самое время вспомнить о великих достижениях нашей страны и в освоении космоса и в кинематографии, посвященной космосу. И совершенно не важно, что фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» не имеют отношения к настоящему серьезному космосу, важно то, что они пробуждают к нему интерес и являются лучшими в своем жанре.
«События этого фильма имели место летом будущего года», - предупреждает нас появившийся на экране прежде титров Исполняющий Особые Обязанности в этом фильме актер Инокентий Смоктуновский. Значит, речь пойдет о том, что будет завтра... И мы отправляемся путешествовать в будущее.
«Вот погодите, я вырасту...», «Вот когда я стану взрослым...» Ребята любят говорить эти слова. Мечта вырасти, повзрослеть не перестает быть менее привлекательной оттого, что ей неизбежно суждено осуществиться... А с каким интересом относятся дети к нашим проблемам, от которых мы их иногда чересчур заботливо отстраняем. В фильмах«Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной» ребята заняты делом, «взрослее» которого трудно себе что-либо представить: они осваивают космос.
Фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной» задуманы и сняты в еще не освоенном кинематографом жанре, близком к научной фантастике. В них есть и неодолимый зов космических просторов, и пугающая тишина галактики, и высокая грусть расставания навеки. Но есть и другое - земная вера в дружбу, свойственная юности любовь к шутке, какая-то веселая отвага и уверенность в том, что все будет хорошо.
«Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной» погружают нас в мир осуществленной научно-технической грезы, где прочно вошли в быт слова типа «парсек», «аннигиляционный», «субпространство»... Однако в несколько парадоксальном словосочетании «научная фантастика» фильму, пожалуй, внутренне ближе второе слово. Да, собственно, авторы вовсе не ставили своей целью сообщить зрителю некую сумму научных знаний. Более того: «научность» фильма - понятие очень относительное, спорное и своеобразное. В нем присутствуют популярные в современной фантастической литературе гипотезы, связанные с преодолением пространства и времени и первыми контактами с инопланетными цивилизациями. Однако авторская фантазия и научная достоверность не всегда в ладу. Это естественно: решение научных проблем - дело ученых, авторов же интересует другое, несколько вольное обращение с наукой - в данном случае их право.
Ребята на экране легко произносят трудно произносимые слова, непринужденно живут в интерьере космического корабля, естественно, пользуются и удивительной техникой, которой снабдили их авторы. Пользуются, но не больше. У них свои чисто человеческие проблемы, переживания, огорчения. Они влюбляются, ссорятся, мирятся, шалят и даже дерутся. Они совсем земные, почти такие, как те, что в зрительном зале, только, может быть, чуть-чуть умнее и целеустремленнее.
Справедливости ради надо сказать, что кинопроизведению не удался старт. Не удалось сразу взять нужный темп, и первая треть картины огорчает: длинный «космический» сбор, где чересчур умытые, чересчур нарядные и чересчур благоразумные ребята обсуждают полет к Альфе Кассиопее, лишь слегка оживляется проказами рыжего Федьки-изобретателя.
Все ребята, исполнители основных ролей, играют в меру достоверно, но здесь следует заметить, что поначалу вялая драматургическая ситуация не дает возможности выявить в полную силу актерские способности юных исполнителей. И постановка и изобразительное решение первых эпизодов кажутся весьма стандартными.
Поиски в новом жанре всегда сложны, и дело здесь не обошлось без издержек: неровность картины - первая из них. Но интерес к происходящему развивается по «нарастающей» - к середине фильм «Москва - Кассиопея», как спортсмен, входит в форму. Авторская фантазия обретает свободу и размах, щедрее становятся выдумки. А когда, наконец, космический корабль «ЗАРЯ», экипаж которого - шестеро пионеров,- отправляется в путь, тут-то и начинаются настоящие приключения.
«ЗАРЯ» - своеобразная «машина времени», столь любимая писателями-фантастами. Авторы сценария Авенир Зак и ИсайКузнецов, режиссер Ричард Викторов, а также оператор Андрей Кириллов и художник Кирилл Загорский нашли немало комических ситуаций, сталкивая новейшие достижения техники с «прозой жизни». Скажем, для того, чтобы ребята не тосковали вдали от Земли, ученые создали специальный стенд с картинками, изображающими комнату в родном доме или берег задумчивой советской речки. В каждую картинку можно войти и жить там, но... «Катя, не увлекайся, а то упрешься в небо». В ленте фантастика все время чуть-чуть юмористична, поэтому в «машине времени» появляется «заяц», незапланированный пассажир, тот самый рыжий Федька, лодырь и выдумщик. Рыжий Федька очень недисциплинированный тип. И слишком любопытный. Самые немыслимые происшествия случаются по его вине. Вот, удирая от разгневанного командира экспедиции - Вити Середы, Федька попадает в камеру для очистки мусора и спустя секунду уже болтается в космосе в прозрачном пакете - точно в таком, в каких у нас в магазинах продают молоко, только гораздо больше... Комедийная ситуация оборачивается опасностью: пакеты с мусором самоуничтожаются, через двадцать минут Федька взорвется... Ребята спасли Федьку, но скоро едва не раскаялись в этом: случайно сев на пульт, он одним рывком перебросил корабль через пространство. Именно поэтому первоначальный план - отправить ребят в космос с тем, чтобы они достигли Кассиопеи уже взрослыми людьми,- рухнул. Теперь они, четырнадцатилетние, встретятся с неземной цивилизацией…
Фантастика - «мысленный эксперимент», открывающий новые горизонты. Может быть, нынешняя не популярность научно-фантастической литературы, и есть свидетельство того, что наше общество это унылые потребители и нам сегодня катастрофически не хватает обостренного интереса человечества к своему завтрашнему дню?.. Как говорит один из героев фильма:«Люди вышли в космос, и сегодня космические проблемы стали нашим земным делом». Что ж, будущее всегда создается сегодня и, как известно, всегда принадлежит молодым...
Для современной молодежи необходимы новые сценарии и постановки. И у меня нет сомнений в том, что ребята будут смотреть подобные ленты с интересом и не без пользы. Для них, которые так восприимчивы ко всему новому, освоение кинематографом «космической» темы -благодатнейший повод для размышлений, игры воображения и поисков.
Интересные факты о кинодилогии:
Тринадцати-четырнадцати летних подростков, снимавшихся в фильме поставили в жесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали сниматься в Крым, то они должны были ходить в местную школу за несколько километров от базы;
По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных «космонавтов». Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу;
В снятом позже фильме Ричарда Викторова «Черезтернии к звездам» на табло космопорта можно увидеть в числе прочих надпись «Кассиопея» и имя звездолета - «ЗАРЯ»;
Первоначально существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два: «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»;
Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности, которого играл замечательный актер ИннокентийСмоктуновский, намек на работника спецслужб. И.О.О. в отличие от множества современных фильмов где зрителю навязывается образ работника службы безопасности исключительно в негативном свете в советской дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» персонаж И.О.О. позитивный и необыкновенно полезный;
Вторая часть дилогии «Отроки во Вселенной» не снималась, как отдельный фильм, а была смонтирована из отснятого материала для фильма «Москва - Кассиопея», так материала получилось достаточно много и вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал;
Зарплата актеров-подростков составляла 100 руб. в месяц;
Именно из-за костюмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Кинолента «Большое космическое путешествие» была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.
Ира Попова и Володя Савин единственные из «экипажа» кто уже имел актерский опыт в кино;
Консультировал картину Герой Советского Союза космонавт Георгий Береговой. Он возил съемочную группу в недоступный простым смертным Звездный городок, приобщая таким образом детей к космической романтике. Береговой Георгий Тимофеевич - летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, а второй - за полет в космос). Георгий Береговой заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, космонавт СССР № 12;
Ленинградские фантасты, для которых был устроен специальный показ фильма после завершения работы кинематографистов приняли его в штыки.Они говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике;
На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей;
Несколько эпизодов с участвовавшим в фильме Львом Дуровым были пересняты заново, потому что он оказался в них слишком похож на Владимира Ленина;
Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В «Отроки во Вселенной» есть эпизод, когда роботы меняются головами, - он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и сценаристы моментально написали текст. Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на пленке, то ничего не выйдет… Он же придумал, как «сделать» невесомость и многое другое;
Пейзаж планеты снимали возли Керчи, у горы Опук;
Специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее;
Ставшие классикой «Звездные войны» были сняты на три года позже, чем дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». В то время (начало 70-х) технология кинопроизводства давала очень мало возможности для создания спецэффектов. Кинофантастики как таковой еще не было - ни у нас, ни на Западе;
Сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов очень дружно работали с режиссером, принимая или отвергая какие-либо его предложения по фильму. Была только одна сцена, против которой они очень воевали с Ричардом Викторовым, но в итоге режиссер своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полетом приходят на Красную площадь. Сценаристы считали, что этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма. Но, возможно именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны;
Сцена возле капсулы, когда Варька отказывается улетать с планеты сначала была снята с первого дубля. А через несколько дней пришла информация - брак пленки и сцену пришлось переснимать заново. Но на этот раз было сделано 14 дублей - так тяжело далась повторная съемка актерам;
Но своеобразный рекорд поставил Басов. Свою фразу, - «По-моему, это сделал я»,- ему пришлось говорить 19 дублей;
Сцены будущегокогда звездолёт «ЗАРЯ» после 27-летнего молчания вышел на связь снимались в Зеленограде, возле зданий Южной промзоны и Московского института электронной техники (МИЭТ);
Фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» пользовались настолько большим успехом у юного зрителя, что и режиссер и сценаристы получали продолжения написанные самими ребятами;
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.
О спецэффектах, реквизите и костюмах
Секрет невесомости. Ответ на вопрос о том, как создавалась невесомость в фильме знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию - 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.При съемке в кадр забегал первый космонавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.При первом дубле в этом моменте - когда мальчишки встречались голова к голове - случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех!
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.
Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро имени Королева и Звездного городка.
Взрыв аппарата на Вариане - работа комбинаторов и пиротехников.
Во время съемок сцены в «профилактической камере», когда ребята заливались искренним смехом, роботы были не при чем. Просто актерам в это время показывали «Ну, погоди», - вот они и веселились.
Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут.
Второй дефектный робот говорил в картине голосом Ричарда Викторова.
Для съемки сцены, где первая разведкапсула«приземлялась» на поверхность на специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссера, стоявшего рядом. У Викторова.даже рукав куртки оплавился.
На съемках сцены «Лоб в пакете» Басова действительно запихнули в пакет, и комбинаторы на фоне черного бархата, на специальной подставке, таскали его туда-сюда. Володе было весьма тяжело и достаточно душно. А ну-ка, посидите в скрюченном состоянии не один час! Да еще под светом, от которого и так нечем дышать. Да еще и в пластиковом пакете...
Общение роботов - свист - был в сценарии. А вот рука у подбородка, мелодика свиста, улыбка - все это было придумано замечательным актером Сашей Вигдоровым. Он играл исполнителя и младшего брата Паши Козелкова через двадцать семь лет.
Интересное о костюмах
Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Еще сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их черные кожаные костюмы не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.
Володя Басов был черноволосый и пришлось перекрашиваться в рыжий цвет.
К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас - реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.
Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.
Костюмы «роботов» были изготовлены из толстой прорезиненной синтетика, что делало их очень не комфортными. Костюм надевался как комбинезон, душный и жаркий. Головы исполнителей - резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками, плюс грим.
Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.
Почему Агапит лысый? Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. ВадимуЛедогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет).
Вся музыка для дилогии была написана Владимиром Чернышевым от начала и до конца. Он был, безусловно, талантливым композитором. А зов роботов - это вообще его любовь и муки. Причем партитуры он всегда писал сам. Это был адский труд, но писать партитуру - не хотел доверять никому, да и специально обученные люди стоили дорого. Саундтрек к дилогии «Этот большой мир» на стихи Роберта Рождественского.
Этот большой мир
Ночь прошла, будто прошла боль,
Спит земля, пусть отдохнет, пусть.
У Земли, как и у нас с тобой
Там, впереди, долгий, как жизнь, путь.
Припев
Я возьму этот большой мир,
Каждый день, каждый его час,
Если что-то я забуду,
Вряд ли звезды примут нас.
Если что-то я забуду,
Вряд ли звезды примут нас.
Я возьму щебет земных птиц,
Я возьму добрых ручьев плеск,
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шепот ветров, зимний пустой лес...
Припев
Я возьму память земных верст,
Буду плыть в спелом, густом льне.
Там вдали, там, возле синих звезд
Солнце Земли будет светить мне.
В главных ролях в кинодилогии «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» сыграли:
Иннокентий Смоктуновский- И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности)
Михаил Ершов - Витя Середа
Александр Григорьев - Паша Козелков
Владимир Савин - Миша Копаныгин
Владимир Басов - Федя Лобанов
Ольга Битюкова - Варя Кутейщикова
Надежда Овчарова - Юля Сорокина
Ирина Савина - Катя Панферова
Вадим Ледогоров - инопланетянин Агапит
Лев Дуров- академик Филатов Сергей Сергеевич
В ролях в кинодилогии «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» сыграли:
Василий Меркурьев - академик Благовидов Николай Кириллович
Петр Меркурьев - академик Курочкин Александр Иванович
Юрий Медведев - академик Огонь-Дугановский Василий Анистифорович
Анна Викторова - Мила Окорокова, одноклассница главных героев
Раиса Рязанова - взрослая Людмила Окорокова, руководитель лаборатории
Игорь Ледогоров - инопланетянин, отец Агапита
Александр Леньков - робот-исполнитель
Борис Гитин - робот-исполнитель
Александр Зимин - робот-вершитель
Нелли Витепаш - робот-вершитель
Анатолий Адоскин - Кондратий Пантелеймонович, отец Паши Козелкова
Наталья Фатеева - Антонина Алексеевна, мать Паши Козелкова
Наталья Стриженова - Леля Козелкова, сестра Паши
Аркадий Маркин - брат Паши
Надежда Семенцова - Надежда Филатова, астроном
Светлана Радченко - учительница
Юрий Пучинин - пионервожатый
Валентина Куценко - журналистка
Николай Фигуровский - журналист
Михаил Янушкевич - французский журналист
Николай Викторов - школьник Иванов
ИсточникКинодилогия «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» # Сделано в СССР
Москва Кассиопея, отроки во Вселенной, этот большой мир, СССР, фильм, художественный фильм, Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, кинодилогия, дилогия, саундтрек, советский космонавт, космонавт, Георгий Береговой, планета Земля, Ричард Викторов, Кассиопея, Роберт Рождественский, через тернии к звездам, Владимир Чернышев, Михаил Ершов, Александр Григорьев, Владимир Савин, Владимир Басов, Ольга Битюкова, Надежда Овчарова, Ирина Савина, Вадим Ледогоров,космический корабль, заря, космос, вселенная
Комментариев нет