«ЛЕВАЯ ЕВРОПА» ВО ЛЬВОВЕ В ОПАЛЕ

zagulska avatar   
zagulska

image


Ольга Загульская


В число мероприятий Львовского форума издателей попала презентация книги «Левая Европа» – сборника статей, в которых описаны и проанализированы история и нынешнее состояние социальных движений в странах Европейского Союза. Придя по указанному адресу, я увидела возле входа в здание около двух десятков молодых людей, по разговорам которых стало понятно, что они намерены сорвать мероприятие. Впрочем, отличительные знаки «Азова» и «Правого сектора» на одежде без слов говорили, чего следует ожидать от их присутствия. Один из них по телефону жаловался, что их мало, и просил подкрепление. В итоге подбежало еще несколько десятков человек. Позже мне стало известно, что ультраправых свезли с разных городов Украины. 


В принципе, к сопровождению определенных мероприятий агрессивно настроенными лицами я уже привыкла. Они присутствуют на всех судебных заседаниях, в ходе которых группа львовян пытается воспрепятствовать демонтажу Монумента Славы, установленного для увековечивания памяти красноармейцев, сражавшихся с нацистами. Радикалы оскорбляют защитников памятника, несмотря на то, что большинство из них пожилые люди, обзывают их «ватой», задают провокационные вопросы, угрожают расправой, возгласами прерывают судью и т. п. 


Но 16 сентября эта львовская, а по большому счету, всеукраинская обыденность, проявилась для меня гранями, которые еще больше огорчили и даже шокировали. Подумайте только, молодые люди, большинство из которых, по всему видно, учащиеся и студенты, не находят для себя лучшего занятия, нежели в рамках книжного форума международного масштаба (участники из 24 стран) срывать официально заявленную презентацию книги! Посягательства на книги были свойственны фашистской Германии. И у нас они, увы, стали нормой и воспринимаются как должное. 


В городе, в котором еще в 1848 г. над баррикадами был поднят красный флаг, в 1890 г. праздновалось Первое мая, в 1936 г. прошли массовые демонстрации за экономические и человеческие права и состоялся Антифашистский конгресс деятелей культуры, жил и творил великий деятель революционного социалистического движения Иван Франко, молодежь воспитывают так, что она готова бить и крушить за одно лишь слово «левая». 


Предположение о том, что организаторы и спонсоры презентации связаны с левыми силами в Европе, лояльными к России, – не оправдание, ибо то, за что украинские праворадикалы осуждают европейских левых (налаживание дружественных отношений с Россией, снятие антироссийских санкций, осуждение гражданской войны на Донбассе) – не преступление. Люди имеют право иметь такую точку зрения, распространять ее и действовать соответственно. 


Не выдерживают критики и обвинения в адрес редактора книги «Левая Европа» Алены Ляшевой. Тому, что «небесную сотню» расстреливали лица, нанятые вожаками майдана, есть множество видеодоказательств и вербальных свидетельств. И уж точно не будет вреда государству, если бюджетные деньги будут направляться на образование граждан Украины, а не на их убийство. 


К помещению, в котором около 20 сидячих мест, пришло вдвое больше противников презентации. Часть из них уселась в кресла еще до начала мероприятия, в то время как желающих услышать о книге не пускали. Выступление модератора прерывалось окриками, а затем было заглушено громким пением украинского гимна. Присутствующий один из авторов книги не смог сказать ни слова. 


К слову, место презентации – джаз-клуб, но специфический. Частью его интерьера является довольно внушительная коллекция старинных книг, отсюда и название – «Libraria». По сути дела, радикалы позволили себе издеваться над книгой в храме книги. 


Организаторы вызвали полицию. Но крупные по телосложению и оснащенные всем необходимым правоохранители реально боялись вступать в контакт с нарушителями правопорядка и, естественно, ничего не сделали для того, чтобы заявленное произведение было представлено. Вопрос со стороны молодчиков «а ты воевал?», по-видимому, приводит людей в форме в состояние оцепенения. Единственная польза от них – радикалы не решились на рукоприкладство, хотя так и рвались в драку. 


С другой стороны, а может ли быть иначе, если нетерпимость к взглядам, мыслям, высказываниям культивируется в вузах, и предводителем в этом плане, как это не парадоксально, является университет, в котором учился «вечный революционер» Иван Франко и который носит его имя? В этом учебном заведении ничего не стоило устроить обструкцию преподавателю за несогласие с его политической позицией и содержанием постов в соцсетях, использовать для этой гнусной цели студентов и через интернет на весь мир представлять это разнузданное унижение человеческого достоинства как большое достижение и предмет особой гордости.


Если университету не зазорно проводить политику единой точки зрения, причем не соответствующей общепринятым правам и свободам человека, истреблять инакомыслие и делать это максимально болезненно и оскорбительно для объекта гонения, то разве по-другому будут действовать все остальные, в первую очередь молодежь, которая только постигает правила поведения в обществе?


Взращенный в стенах университета воинственный тоталитаризм становится идеологией и руководством к действию для его выпускников и через них заражает все новые и новые слои населения, особенно на фоне того, что подобного рода политику проводит вся государственная машина. Никто не подает другого примера и не формирует другого опыта. Никто не прищепляет толерантность, уважение к противоположной точке зрения, отношения к плюрализму как к нормальности и необходимости. Наоборот, среда учит видеть в человеке, который думает по-другому, врага, подлежащего моральному, а то и физическому уничтожению. 


И все это сдабривается еще каким цинизмом. В стране, на государственном уровне поправшей свободу слова, преследующей и наказывающей за отличные от провластных убеждения, бросающей за решетку собственных журналистов и выдворяющей иностранных, отключившей российское телевидение и перекрывшей доступ к ряду соцсетей, международный ПЕН-конгресс собирается для того, чтобы обсудить освобождение репрессированных за взгляды в соседней России. 


Однако, кроме горечи от очередных бесчинств праворадикалов, я испытала огромнейшую радость. Я увидела молодых людей, которые имеют альтернативное мнение и не боятся его высказывать в агрессивной и настроенной на насилие среде. Особенно приятно, что многие из них украиноязычные. Таким образом, опровергается расхожий тезис о том, что украинскость тождественна пещерному национализму и нетерпимости. Для меня эти молодые люди – лучики света во тьме. Я шла домой озаренная их сиянием и очень хочу, чтобы этот свет охватил как можно больше человеческого пространства. 


Как я потом узнала из СМИ, презентация книги «Левая Европа» все же состоялась. Изгнанные из запланированного места проведения люди собрались в социальном центре левого движения, где, по их словам, обсудили современную ситуацию в мире и Украине, проблемы и вызовы, которые стоят перед рабочими и прогрессивными движениями.

Комментариев нет