Основная цель любого игрока на рынке – получение прибыли и создание прочной деловой репутации. Поэтому всегда с удивлением наблюдаешь, как вдруг некоторые компании начинают намеренно работать себе в убыток. Они, безусловно, могут иногда проявлять «жесты доброй воли» и заниматься благотворительностью, но чтобы на постоянной основе – полнейший абсурд. Сразу хочется спросить: в чем подвох?
За примерами такого подозрительного меценатства можно смело отправляться в город на Неве, где собрались самые отпетые дельцы. Они денно и нощно корпят над фолиантами российского законодательства и нормативных актов, пытаясь найти лазейки для скорейшего обогащения. Само собой, интересы конечного потребителя в этой «работе» не учитываются, даже если этот потребитель – маленький ребенок.
Именно в сфере соцпитания творится самая жесть. Некоторые комбинаты, поставляющие еду в школы и детские сады Северной столицы, наплевали на школьников и их здоровье, превратив обеды в школьной столовой в подобие средневековой пытки. Но не только школяры страдают от недожаренных бумажных котлет и мочевиноподобных супов, ведь соцпитание – это не только школы, но и больницы и другие учреждения.
В общем, в Петербурге картина такова: все, кому положено питаться правильно, едят помои. Но почему так происходит? И тут возвращаемся к тем самым «благотворителям», которые это все и устроили.
Дело в том, что раз учреждение социальное, то оно находится в ведомстве государства, у которого есть практически бездонная кубышка с деньгами. Именно поэтому попасть в столовые социальных учреждений комбинаты могут только через тендеры.
Но вот незадача – свободный рынок подразумевает наличие конкурентов, которые тоже хотят кусок бюджетного пирога. И вот тут начинается бюрократическая магия, из-за чего рынок соцпитания в Петербурге превратился в зловонную клоаку. Дело в том, что специальная комиссия определяет победителя тендера по двум критериям: какую он цену предложит и какая у него деловая репутация. И все бы ничего, только соотношение 60/40 подвело. Если комбинат предлагает самую низкую цену, то он и получит контракт, будь он хоть палаткой с шавермой.
У каждого контракта есть и своя начальная максимальная стоимость. Её высчитывают по специальной формуле, чтобы максимально обезопасить конечного потребителя и дать ему качественное питание. Комбинаты приходят на торги, оценивают объем работы и свои затраты на её выполнение, и уже потом назначают свою цену.
Но есть черта, которую адекватная компания никогда не перейдет – это снижение цены до такого уровня, что придется работать в минус. Ведь, по сути, на тендере комбинат говорит «вы мне даете 10 миллионов, чтобы я накормил 1000 детей, а я их накормлю за 9 миллионов». При этом важно понимать, что качество услуг должно остаться неизменно высоким. Должно, но не остается.
А теперь к примерам. Чаще всего к таким махинациям прибегает комбинат «Артис-Детское питание». Собственно, в этом и заключается секрет его успеха, хотя еда от «Артис» разве что на корм свиньям сгодится. Кто не верит – вперед в родительские чаты Колпинского района, там вам в красках опишут, на каком столбе они вертели всех, кто готовил школьные обеды.
Совсем недавно комбинат стал обладателем нового тендера. Выразим же искренние соболезнования пациентам СПБ ГКУЗ «ПБ Святого Николая Чудотворца», которым теперь предстоит вкусить подобие харчей, которые ели крестьяне в разгар бубонной чумы. Начальная сумма контракта – 26,4 миллиона рублей. Но «Артис» наложил заклятие «демпинг» и предложил свои услуги за 16,9 миллионов рублей. На минуточку, 36% срезал.
Как раньше рассказывала директор комбината «Серна» Наталия Сорокина, для них красная черта – 35%. Все, что больше – откровенные убытки. Но по статистике снижение цены не превышает и 20%. Однако в «Артис» только смеются над такой низкой планкой. И ведь действительно, 36% - лишь пустяк для комбината, если его руководству хочется получить еще один госконтракт. Особое неистовство проявляет «Артис» на торгах за право обслуживать «учебку» Петербурга. Тут идет полное разгуляево.
В начале года прошли три тендера на поставку питания в детские сады Колпинского района, где главным конкурентом «Артис» стал комбинат «ТД «Ленинградский». Вот это была борьба! В двух госторгах на сумму 42 миллиона рублей «Артис» вновь применил свое заклинание и снизил цену на 42%. Войдя в кураж, в последнем тендере комбинат снизил стоимость контракта на, внимание, 61%! Само собой, у «ТД «Ленинградский» шансов не было никаких.
Вот та самая «благотворительность», которая и вызывает подозрения. Зачем компания идет на сознательные убытки? Заработать звание крупнейшего поставщика соцпитания в городе? У «Артис» это получилось. Жаль, ему уже никогда не заработать приз зрительских симпатий, потому что с такой политикой качество еды будет всегда ужасным. Комбинат ведь обязан выполнять условия контракта, а как это сделать, когда у тебя есть только половина суммы, часть из которой надо в карман положить? Вот поэтому школьные обеды готовят из гнилых фруктов и овощей, «уставшего» мяса, но это только по праздникам, и «подходящей» молочки. Затрат – минимум, а контракт выполнен.
Самое печальное, что таких, как «Артис» - великое множество. Они положили свою деловую репутацию на алтарь наживы, замещая её стопками госконтрактов. Однако то, как они их исполняют, говорит о многом. И черт с этими законами рынка, монополиями, картелями, демпингами и прочим. Если вопрос наживы стоит выше здоровья детей и пациентов больниц, то с такими компаниями разговор короткий – замок на дверь, руководство – под замок.