Магомед Абдулхабиров. Прислушиваясь к диалогу Миясат с Данте

Amina avatar   
Amina





Поэт не только воспевает. Чаще поэт негодует. А более всего, через свое сердце пропускает свою и вселенскую боль. Как прекрасно, что у Дагестана, Кавказа, России и современности есть Миясат - поэт беспощадной правды и великой отваги. Стойкий, идущий своим путем, умеющий оставаться выше хвалы и хулы. «У Вашей поэзии есть сила – влиять на историческую память. Вы делаете нас сопричастными, история Кавказа становится нашей. У этой земли есть голос, и он – Ваш», - так емко сформулировал московский поэт Максим Перминов место поэзии Миясат Муслимовой в современной литературе. Осетинская интеллигенция, заговорившая о выдвижении книги дагестанской поэтессы на Государственную премию своей республики, устами профессора филологии Комаевой Р.З. выразила поэту свою благодарность словами: «Вы сказали за весь Кавказ». В Дагестане только начинают открывать имя автора, которого чиновники от литературы обещали не пустить в литературу. Подобное «не пущу» давнее не только в литературе. Факт не перестает быть фактом: перед нами новое явление в современной дагестанской литературе.

В этом месяце выходит полный тираж новой ее книги «Камни моей родины», презентация которой состоялась этим летом в Москве, в доме-музее Л.Толстого. Мне казалось, что Кайсын Кулиев был последним певцом камня. Оказывается, нет, Мне, которому приходилось спать, обедать и молиться на камнях, выросшему в горах, очень дороги камни. Мне приходилось есть кукурузные лепешки, испеченные на каменной плите. Кажется, ничего вкуснее я не ел. Я много раз видел последнее обиталище усопшего, накрываемое каменными плитами и отмечаемые каменными надгробиями.Старинные камни стоят, как часовые, как память земли, в горах Дагестана.

Камни – сквозная тема всей поэзии Миясат Шейховны. Камни ожили в ее поэзии. «Я трещины земли целую, как ладонь, С камнями говорю, как с целым миром» - так открылась эта тема в первой лирической книге «Наедине с морем» (2009) и зазвучала в полную силу в книге «Диалоги с Данте», от щемяще –проникновенных строк «Я хочу быть маленьким камешком в ладонях твоих желаний, о моя усталая родина!» до величественно-монументальных: «Здесь каждый смертный сам себе ваятель - Да будет камень только высшей пробы». Эти темы получают свое продолжение и новое звучание в книге "Камни моей родины". Великолепное оформление книги работами лучших фотохудожников республики Камиля Чутуева, Гаджимурада Зургалова создают особый эффект разговора читателя с землей Кавказа, Дагестана.

( Свернуть )
***


За последние четверть века Кавказ стал средоточием всего постыдного, преступного и пугающего, добавьте к этому и антикавказскую информационную войну, которая, судя по всему, отшумела, но свое дело сделала. И не факт, что не вернется. Все зависит от нас самих. За последние десятилетия Кавказ стал воплощением всех российских проблем. Сколько же слов, встреч, конференций, маджлисов, ассамблей, фестивалей, молитв, диссертаций, монографий, документов, комитетов, призывов и воззваний, обещаний и обращений, заверений и увещеваний, программ и договоров о мире и согласии на Кавказе и с Кавказом! Результат еще не тот, который должен быть. Самоуничтожение Кавказа и взаимоистребление кавказцев искусно запущено и поддерживается теми, кому нужна расколотая Россия и кровавый Кавказ. Но что случилось с народом, позволившим и позволяющим в ХХ1 веке устанавливать Х1 век на своей земле? Кавказ страдает от безумия и алчности некоторых своих сынов и опекунов. Стыдно за тех кавказцев, которых можно купить, напугать, продать, оболванить и оплевывать. Инвестиции миллиардные, откаты миллионные, а результаты нулевые. «Если у нации нет человека, способного сказать самую горькую правду от ее имени, то нация умирает», говорит старый чеченец из книги Эльвиры Горюхиной «Не разделяй нас, Господи, не разделяй!». Великая и вечная молитва каждого нормального жителя земли. Но есть Эльвира Горюхина, дочь русского народа, есть Миясат Муслимова (Мариян Шейхова), дочь Кавказа и России, которая несет в себе боль сынов Кавказа и встревожена творимым в России более, чем иные, которые говорят публично о любви ради карьеры, рекламы и успехов. Миясат не нуждается в рекламе. Она- совестливая высота России и душевная вершина Кавказа! Она не молчаливая! Талантливые никогда не были и не будут молчаливыми, послушными и аплодирующими серости во власти.

Ей, как всем совестливым гражданам страны, нужна нормальная Россия, нужен мирный Кавказ. Попробуем прислушаться к ее «Диалогу с Данте». Эта книга должна была бы быть на столе у каждого кавказца и каждого россиянина. У всех, кто с совестью в ладу! И у всех, кто воруют до молитвы, после молитвы и даже вместо молитвы. Пусть знают, что их имена и пошлые деяния прокляты сегодня и на века. Нелегкая книга и не поверхностные в ней мысли! Она аппелирует к векам, чтобы анализировать наше время. Строки ее поэзии пересекаются с мыслями героев документальных книг русской журналистки и учительницы Эльвиры Горюхиной «Путешествие учительницы на Кавказ», «Не разделяй нас, Господи, не разделяй!», посвященных кавказским войнам последних десятилетий. «…Что происходит с народом? Старший младшему уже не указ? Вековые традиции перешли в противоречие с современной жизнью. Пока мы это не осознаем, мы будем самоуничтожаться…», - говорят герои документальной книги Эльвиры Горюхиной. Люди! Вы слышите набатные слова поэта?


Ваш дом во тьме. Объявлена война

Селеньям, памяти, истории родной.

Кто матерью рожден, не будет безучастен

К судьбе земли своей - но каждый к злу причастен.

Кавказский дом разрушит не чужой.


Не европейцы и американцы, не евреи и китайцы каждый день убивают дагестанцев. Сами себя уничтожаем. Откуда взошли эти зубы дракона? Почему предается память наших предков, наших отцов и матерей? Откуда в нас эта прогрессирующая одичалость?

Говорят, что раньше (сам ни разу не видел) через женский платок никто из кавказских мужчин не мог перейти и перешагнуть, а тем более – наступить на платок. Такому, оказывается, мужчины пожизненно руки не подавали. Дерущиеся с кинжалами мужчины вынуждены были отойти от платка, прекратить смертельную схватку и, по совету аксакалов, идти на примирение – маслиат. «Диалог с Данте»- тот духовный платок-барьер, через которого настоящие мужчины не должны бы преступить! А в реальности кавказские мужчины научились опоясывать кавказских женщин взрывными поясами и направлять их на уничтожение своих имамов и убийство безвинных людей. Это дно нашего падения? Или еще есть подземный мир человеческой мерзости?

Скорбью и страданием затуманились вершины кавказских гор. Они зовут своих детей, и тени великих римлян обратить свой взор к трагическим коллизиям нового времени. «Ответь латинской тени.- Но, Вергилий, Здесь пыткой похищенья и тюрьмой Твердыни гор и реки отравили. Выпрашивают матери с мольбой Своих детей, и обмывая раны Обманутых сынов тоской Корана, Как боль Земли, стоят передо мной...» Дай Бог, чтобы все это было нашим вчерашним днем, но не запутаться бы в хитросплетениях лжи и жестокости, не утерять бы дороги Правды, сохранить бы надежный взгляд в прошлое, к памяти поколений Чести!

Подумайте о том, чьи вы сыны.

Дух рыцарства хранившие веками,

Достоинства и доблести полны,

Отцы скрепляли пропасти телами,

Но никогда не оскорбляли дом

Раздором из-за веры, и теплом

Встречали путника. Да будет мир в исламе!


«Подумайте о том, чьи вы сыны…». Мы разучились ли думать, мы – биороботы, состоящие из зла и грехов; мы собственными руками пишем «черную книгу безумья и смерти своих сыновей». Убивали с вызовом. Убивали с именем Бога. Грань между прошлым и настоящим очень зыбкая, и надо думать, как не повторить ошибки вчерашнего дня, который все еще хочет быть сегодняшним. Убиваем резонансно. Убиваем трусливо. Никто не берет на себя ответственности за убийства. Нет вызова на дуэль, а есть тайные злодеяния. Убиваем культуру, историю. Убиваем достоинство. Убивают образование, науку. Убивают красоту. Не люди, а варвары? Переселение в средневековье? За благополучие властвующих воров отданы в расход судьбы народов Кавказа? Неужто и не остались на Кавказе те, кого невозможно купить? «Продано, продано, продано…Преданных просят уйти. Родина, родина, родина - Нет к тебе больше пути. Делят, стреляют, враждуют, Ищут врагов, создают……Лекари, пастыри, лидеры – Сколько овец и братвы…Заказчики, скупщики, киллеры - Элита несчастной страны... »


«И сколько еще будет пролито крови? И сколько на брата поднимется рук?..» Нет ответов на смертоносные вызовы времени. На Кавказе одни воруют, вторые убивают, а остальные взирают на этот мрачный театр, не понимая как реанимировать честь Кавказа и достоинство России. «Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности» (Альберт Швейцер). Если мужчины изменили вековым традициям куначества, маслиата и братства, то, может, прислушаться нам к голосам матерей, сестер, жен, дочерей и возлюбленных! В поэмах и в стихах Мариян Шейховой –средоточие истинных и святых голосов кавказских женщин ушедших веков и будущих эпох, голоса великих современных кавказских женщин. Потрясают стихи автора, адресованные русской женщине, Эльвире Горюхиной – профессору Новосибирского университета. «Слушая шум горных рек,

Я не могу объяснить им, Как матери Чечни Спокойно проходили между зинданов, Выстроенных их сыновьями. Я не могу объяснить, Чьим молоком Вскормлены те юноши в Дагестане, Которые каждый день расстреливают своих братьев. Я не могу смотреть в глаза кавказских матерей, Чьи сыновья одели их в черное. Это моя боль и мой стыд».

Жестокие слова в жестокой поэзии жестокого времени. В стихах Мариян я слышу дух мятежного Михаила Лермонтова («А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов, Вы жадною толпой, стоящие у трона…») Эпохи сменились. Режимы иные. Должности новые, но привычки старые. Неужели все безнадежно? И вновь поэт вопрошает: «Кто мы? Где мы?

Здесь перемен нет даже и в помине,

Вожди меняют слово на слова

В плетении словес неутомимы,

Нам обещают выбор и права,

Но мул надежд и козлища вещаний

Равно жуют лохмотья обещаний

Докучные, как прелая трава.


«Диалог с Данте»- книга, написанная пять лет назад. Это не выдумка и не мифология, а кровавая реальность Кавказа. «Человека не сгибают, а загибают. Чтобы ничего не осталось от чести, воли и совести», «Почему же за восемнадцать лет никто не спросил меня, как я растила сына? Хватало ли хлеба, молока? Почему же после восемнадцати его судьбой распоряжаются все?» Некому и нечем отвечать матерям. Продолжение этой идеологии приведет к торжеству темноты сегодня и мрака в.будущем. И это в эпоху космоса, нанотехнологий и телевизионного оболванивания. Мы больны злобой, невежеством, примитивизмом, национализмом и манкуртизмом. Какой-то части верхов это выгодно и доходно. А электорат поражен лестью, ленью и рабством. Рыцарство утрачено, совесть осмеяна. Кажется, все это уже беспросветно. («Коль выпало с волками Над пропастью во лжи искать свой путь…Не жди от стаи правды и пощады»).

Боль матерей и отцов Беслана живет и в сердце Мариян Шейховой, написавшей книгу «Ангелы во крови». Локальные войны на Кавказе, о которых проникновенно повествует Э.Горюхина, прошедшая по всем горячим точкам Кавказа. Все дороги боли Кавказа пролегли и через сердце поэта тоже. Никто так глубинно не осмыслил трагедию кавказских войн, как это сделала русская учительница, а Мариян составила панораму, позволяющая крупным планом увидеть, осознать и пережить драму человека на войне и понять ее суть. «Генерал повернулся ко мне: «Запомните! Там, где деньг, там кровь. Там, где большие деньги – большая кровь. И еще: если запретить политикам вмешиваться в ситуацию, мир наступит на этой земле через пару месяцев. Поверьте, я не новичок на Кавказе. Я поверила, потому что видела все собственными глазами». Жестокая правда и жесткие реалии.

Жемчужина книги- цикл стихов о судьбе и творчестве великого грузинского художника Нико Пиросмани. Это гимн жизни и бессмертию искусства. Нужно большое и отзывчивое сердце, чтобы через века выразить любовь к художнику другой эпохи и другого народа. Не случайно на проведенном в честь Мариян Шейховой вечере поэзии в Тбилиси в этом году от имени мэра Тбилиси ей было присвоено звание Посланника грузинской культуры. Издание великолепной книги-альбома «Ангел на кончике кисти» со стихами Мариян и репродукциями картин Нико- тоже подарок благодарной Грузии. Певучие строки, дышащие теплом земли и упоением неба.

Белый конь и черный конь

Греют отчую ладонь.

Здесь погасла, там зажглась

Света призрачная вязь;


«Дом без кровли, ночь без дома

Пой, Нико, и пей до дна.

Жизнь – предсмертная истома,

Смерть – рожденье и судьба;


Думаю, что в стихах о Нико отразилась любовь Мариян и к своему родному селу Убра, где поля хранят тепло ладоней матери. Много доброго я слышал о Мухаммаде Убри, выдающемся богослове прошлого, уроженце села Убра Лакского района от профессора Г.К.Гусейнова – главного фтизиатра Дагестана. Гусейн Камалович рассказывал мне много значимого, исторического и духовного об Убри. На стене дома многоуважаемого и гостеприимного Гусейна Гусейнова красивое полотно генеалогического дерева, куда внесены имена всего родословия до 27(!) поколения. В Убре не могут не рождаться талантливые личности- с отважными сердцами, гражданскими поступками и человеческой печалью. Грустно от заброшенности сел, забвения, разрушения и потери корней.


Здесь хлеб с чабрецом не пекут, и дым не горчит над селом,

Убринские жены кувшин к роднику не поднимут на плечи,

В пахучие травы коровы не ткнутся шершавым теплом,

И вечер не выйдет навстречу отарам овечьим

Под говор реки и напевы родной лакской речи…

Был ли кто здесь?


Поэт не может не быть связанным с землей, именами, историей и духом своих предков. «Хранит Убра, уснувшее в руинах, Кладбищенское воинство камней…»


Семь веков поминают свой дом на руинах мечети Убра

И читают священные книги кладбищенских дат,

Чтоб проверив ушедшую жизнь на скрижалях добра,

Сохранить ее речь на погосте надежд и утрат…


Я потрясен, ибо история Кавказа писалась камнями, кинжалами и презрением к смерти. Не был в Убра, но хочу пройтись по аулу, которое породило Муххамада Убри, Мариян Шейхову, Гусейна Гусейнова..

Бьют родники в горах, как раны,

И камни обнажили лбы,

Когда страницами Корана

Жизнь посылают на дыбы…


«Диалоги с Данте» – родник чистой воды, окропленный кровью, болью, честью и отвагой. Миясат неравнодушна к Дагестану, Кавказу, России, Жизни, Отваге! Она талантлива, она искренна. Это невозможно не замечать. Алигьер Данте писал: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранил равнодушие». «Диалог с Данте» превосходен и печален. Но тут я апеллирую к мнению другой блистательной кавказской дочери Сулиеты Кусовой, которая в предисловии к книге достойно и высоко оценила творчество Мариян: «Ее поэзия – распаханное болью поле. Здесь безысходность и надежда, обличение и сострадание, восторг нежность. Сила строк поэта равна величию Кавказа, и это не ложный пафос, а констатация».

«Диалоги с Данте», «Камни моей родины» - это книги для думающих и совестливых. Чтобы их прочитать и понять, нужно освободиться от суеты и предвзятости, нужно вчитаться, напрягая сердце. Это книги для жаждущих серьезных раздумий! И вспомнились слова Александра Сокурова («В центре океана»), гениальный кинорежиссер вопрошает: «Где взять силы жить,… когда болит совесть?». Где и в чем черпает силу Миясат Муслимова для столь сильной и высокой поэзии? Как она выдерживает Голгофу, где на нее «братья и сестры по перу» много лет посылают камни, пули, стрелы и проклятия? Поражают многообразие форм, богатство стиля, утонченность слога, образность, открытость и философичность. Книги «Диалоги с Данте» и «Камни моей родины» приближает не только кавказцев и русских, но и самих кавказцев друг другу. В предисловии к новой книге известный поэт, редактор литературного журнала "День и ночь" Марина Саввиных пишет: " В мире, охваченном судорогами глобализма, Миясат Муслимова, поэт с женской душой и могучим мужественным духом, воссоздает и питает ценности родной культуры, поднимает на высшие нравственные ступени «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», при этом жизненная энергия образов,сияющих на этих словесных полотнах, плещет через край и заряжает читателя добром и надеждой. Миясат поверяет мир маленькой горной отчизны масштабами всеевропейской, мировой, всечеловеческой судьбы. И эта кажущаяся невыполнимой задача поддается ей. Живая жизнь, живое сердце, обожженное людскими страданиями, отсутствие всякой позы, не говоря уже о творческом мастерстве, делают эту книгу уникальным свидетельством современности, которое надо бы нести в каждый дом".

В школьные годы я отказывался участвовать в хоровом пении, ибо индивидуализм мне был ближе. И поэтому скажу, что Мариян – это новое явление на Кавказе и в России. Она возвышает нас. Она побуждает мужчин задуматься: для чего они родились и живут? У неё свой голос, своя вершина, свой слог и своя глубина. Я исполнен чувства радости, удовлетворенности и гордости, что есть в Дагестане, на Кавказе и в России большой Поэт, истинный гуманист, отважный гражданин и благородный интернационалист- Миясат Муслимова.

Уважаемая Миясат! Пишите! Пишите так же чисто, остро, мудро и искренне! Пишите вопреки обстоятельствам и обвинениям. Пишите, потому что, как написала вам Ирина Безрукова из Приморья, «такие, как вы, возвращают Честь Кавказу». Мы вправе гордиться талантом, красотой и пронзительностью нашей Миясат! Я в волнительном ожидании новых, еще более проникновенных книг Миясат Муслимовой! И замечательно, что у Дагестана есть ПОЭТ большой ВЫСОТЫ, ПОЭТ с болью, ПОЭТ с гражданской ОТВАГОЙ! «Поэт- не толпа, он неизлечимо одинок». (Жорж Батай). Миясат! Не прав французский философ и писатель, автор монографии «Литература и Зло» Жорж .Батай, ибо Вы не были и никогда не будете одиноки, покуда есть в мире ценители таланта и утонченности, искренности и высоты, правды и отваги!


Доктор Магомед Абдулхабиров. abdulkhabirov@yandex.ru

09 марта 2013 года. Москва.
Комментариев нет