Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов.
Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого (Каменного) театра на площади, позднее получившей название Театральной. Театр располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию и входил в состав Императорских театров России.
В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки.
9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета». После убийства С.М. Кирова, театр получил его имя. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом. 16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.
Мариинский театр является самым знаменитым театром города. Свою историю театр ведет с 1783 год. За эти годы в самом первом оперном театре России сложилось немало славных традиций и произошло много любопытные из истории старого здания. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми из них.
1. «Мягкие» декорации спектаклей изготавливаются, как и 150 лет назад, в зале, носящем имя художника А. Головина. Это помещение знаменито еще тем, что именно здесь произошла ссора между М. Волошиным и Н. Гумилёвым, которая закончилась дуэлью.
2. Опера М. Глинки «Жизнь за царя», которая открыла череду ярких всемирно известных постановок Мариинского театра, в советское время называлась «Иван Сусанин». Считается, что название было изменено по идеологическим соображением. И это отчасти правда. Первоначальное, задуманное Глинкой репетиционное название было именно «Иван Сусанин», но благодаря усердию С. Гедеонова, директора Императорских театров опера получила название «Жизнь за царя», тоже в угоду идеологии.
3. В 70-е годы прошлого века во время ремонта под настилом оркестровой ямы нашли битый хрусталь. Не долгого думая, его удалили, как мусор, это резко ухудшило акустику зала.
4. В зрительном зале предусмотрена царская ложа. Однако она часто пустовала, ведь Николай II любил больше семейную царскую ложу, размещенную напротив ложи директора театра. Что было причиной такого выбора — неизвестно. Известно лишь то, что из ложи есть потайная дверь за кулисы, которая ведет к гримерным солисток. По преданию, таким путем молодой царевич Николай навещал солистку театра Матильду Кшесинскую.
5. Освещает зал непревзойдённая по красоте трехъярусная люстра из бронзы. Вес этого гигантского светильника составляет 2,5 тонны. Свет 210 лампочек играет на 23 тысячах хрустальных подвесок.
6. В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» звучит настоящий колокол, который в труппе называют «почетным артистом». Его возраст — около 200 лет. В театр он попал в 30-е годы XX века, во время борьбы советской власти с религией.