«Все имеют право хорошо выглядеть»: как шьют дизайнерскую одежду для инвалидов
В рамках 34-й Недели моды в Москве пройдет интеграционный показ «Мир моды открыт для каждого». В нем примут участие модели на инвалидных колясках. Показ инициирован Некоммерческим партнерством «Открытый мир». По словам организаторов, одежда призвана подчеркнуть внутреннюю красоту участниц и поддержать их волю к жизни. В показе приняли участие люди с синдромом Дауна, ДЦП, люди с ампутированными конечностями, инвалиды на инвалидных колясках, слепые, а также люди, страдающие от дварфизма.
В 2010 году предприниматель Янина Урусова, архитектор по образования, общественный деятель и культуролог, создала проект «Bezgraniz Couture», в создании которого ей помогли Тобиас Райзнер и Гудрун Вайсс-Даннхольц. Проект был международного масштаба, а спонсировал его фонд – НП Культурный центр «Без Границ». Сегодня Янина активно поддерживает тех дизайнеров, которые создают наряды для людей с инвалидностью и врожденными физическими недостатками.
Студенты Британской высшей школы дизайна представили коллекцию одежды для людей с разными формами инвалидности, созданную по инициативе культурного центра «Без границ». Главная ее особенность: одежда не только функциональная, но и стильная. Планируется ее запуск в массовое производство. Кроме того, авторы проекта работают над тем, чтобы внедрить курсы по проектированию дизайнерской одежды для людей с особыми потребностями в учебные программы других вузов.
«В мире живет больше миллиарда человек с той или иной формой инвалидности, 10% всего населения. Это огромный рынок, который пока никем не занят», — так Янина Урусова, гендиректор культурного центра «Без границ» и инициатор Bezgraniz Couture, начинает презентацию коллекции. Bezgraniz Couture – это конкурс среди дизайнеров, которые шьют современную и удобную одежду для людей с ограниченными возможностями. Показы коллекций-победителей проходят с 2011 года.
Пионер в этой области — канадка Иззи Камиллери, выпустившая первую коллекцию адаптивной одежды в 2009 году. Через год Янина Урусова и ее партнер Тобиас Райснер основали проект Bezgraniz Couture, занимающийся развитием особой моды. Сейчас в их базе данных 250 моделей с ограничениями, которые демонстрируют одежду на подиуме. В прошлом году интегративный показ от Bezgraniz Couture был включен в программу Mercedes Benz Fashion Week Russia.
Было выбрано пять направлений: одежда для колясочников, для людей с ДЦП, с синдромом Дауна, с ножным протезом и ахондроплазией (особенности этого заболевания — укороченные руки и ноги, маленький рост). Для работы пригласили 10 моделей, по два человека на каждое направление. Эти люди, по сути, были не столько моделями, сколько консультантами — рассказывали, чего хотели бы от новой одежды, постоянно ездили на примерки. Вещи переделывались по много раз, пока не получалось добиться идеального результата — причем как с эстетической, так и с функциональной точки зрения.
Например, платье для женщин с ДЦП не только изящно выглядит, но и корректирует осанку за счет липучек, жестко застегивающихся на спине. Художник Мария Загорская, для которой его сшили, очень довольна результатом. «Чтобы надеть платье, мне понадобится помощь, зато спина становится ровнее, — говорит она. — Я предпочитаю такой вариант: неудобно надевать, зато удобно носить. Я уверена, что я себя буду целый день хорошо чувствовать в этой одежде». Жакет ей тоже нравится: «Он двусторонний, это очень удобно. Я могу упасть и испачкать одежду. Снял, перевернул, надел чистой стороной — и все, проблема решена. Хорошая задумка, оригинальная. В этом комплекте одежды таких задумок очень много».
Однако идея проекта состояла не столько в том, чтобы сшить гардероб конкретным людям, а в том, чтобы понять принципы моделирования одежды для людей с особыми потребностями. У всех они свои. Скажем, при ДЦП часто бывает поражена половина тела — и нужна одежда, которую можно надеть, пользуясь всего одной рукой. А вот мелкие пуговицы и карманы в труднодоступных местах следует исключить. Зато эластичные материалы — решение, которое полезно практически во всех случаях. Все эти знания очень пригодятся, когда одежду запустят в массовое производство.
Для кого?
В специально сконструированной одежде нуждаются люди, пользующиеся инвалидной коляской, имеющие ДЦП или Синдром Дауна, пережившие ампутацию, люди маленького роста, слепые и слабовидящие люди, женщины, пережившие радикальную мастэктомию, а так же пожилые люди и все, кто имеет временные ограничения мобильности. Несмотря на появившийся спрос, приобрести такую одежду в настоящее время возможно в основном немногочисленных специализированных ателье. Опыт серийного производства одежды, которая была бы удобна, и которую хотелось бы носить, отсутствует, несмотря на имеющиеся готовые конструкторские и дизайнерские разработки, а также специалистов, готовых продолжать разрабатывать эту одежду.
Архитектор и культуролог, человек с бэкграундом профессионального пиарщика и успешного топ-менеджера, Янина Урусова уже без малого 10 лет занимается тем, что приносит не столько деньги, сколько радость. Сегодня Урусова — социальный предприниматель, одна из создателей Культурного центра «Без Границ» и автор нашумевшего «Акрополя». В октябре 2015-го проект Bezgraniz Couture, реализованный Яниной совместно с Британской высшей школой дизайна, стал гвоздем показа Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Янина Урусова рассказывает, чем сегодня живет «особая» мода и почему она до сих пор не стала массовым явлением даже за океаном, о групповой терапии модных показов и том, что же нужно социальным предпринимателям для счастья:
- Нам было важно показать, что мы говорим про live style, про модную одежду, а не про социальный проект. И это получилось. Люди подходили ко мне и говорили: «Мы не увидели инвалидов в одежде, мы увидели моду». Не было неловкости. Люди пришли на Неделю моды — и увидели моду. И, конечно, порадовал интерес к теме: в этот раз у нас был полный зал: более 600 человек, много зрителей с инвалидностью, некоторые специально ехали из Подмосковья, некоторые сами на метро в инвалидных колясках. Было много молодых людей, дизайнеров, профессионалов индустрии моды.
-Показ производит сильное впечатление. Моделей приветствовали стоя, многие зрители плакали…
Да, это такой «побочный продукт» в виде катарсиса. На самом деле, мы хотели от этого уйти за счет «научности» подхода. Но до конца от этого уйти пока невозможно. Потому что когда мы видим таких людей, показанных «без соплей»… Мы живем в России, у нас сильное коллективное тело боли, боль личная, боль общества, боль эгрегора. Когда люди с инвалидностью показаны не как жертвы, активизируется очень много боли внутренней, и она выходит слезами.
То есть это своего рода групповая терапия?
Фактически да. Но для нас это не самоцель. Цель — показать продукт, показать этих людей, показать, что это не просто модели (хотя когда-нибудь они станут просто моделями, индустрия к этому придет). Сейчас же мы перед презентацией коллекций рассказываем о тех, кто выходит на подиум, чтобы люди видели, что перед ними не просто инвалид, что это человек, у которого есть работа, увлечения, семья, дети. Это важно.
В мире сейчас существует промышленное производство одежды для инвалидов?
В мире сейчас есть маленькие компании, фактически кустарный бизнес. По нашему исследованию, таких компаний больше двухсот, и производят они одежду в основном для колясочников. Они работают в Германии, в России, в Америке есть компания, которая производит одежду для людей с аутизмом. Есть прекрасная Иззи Камиллери в Торонто, она профессиональный дизайнер, делает очень красивые вещи для колясочников. Причем вещи у нее разного ценового сегмента, и это нормально. На Kiсkstarter постоянно появляются проекты по созданию одежды (в основном брюк для колясочников). Член жюри нашего конкурса и участник показа на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в 2014 году Мигель Карвальо только что разместил для краудфандинга джинсы, удобные для всех.
Bezgraniz Couture отличается тем, что мы работаем со всеми видами инвалидности (в новой коллекции Bezgraniz Couture, представленной на показе в Манеже, были модели для людей с синдромом Дауна, с ДЦП, для тех, кто использует инвалидные коляски, протезы конечностей и экзоскелет – Прим. Авт.). Мы считаем, что надо видеть всю картину в целом.
Это новая тема. Она нова не только для нас, она нова для мира. Люди с инвалидностью стали выходить из дома: новое поколение плюс новые технологии. Это молодые люди, которые «живут в компьютере». Они родились в другую эпоху и хотят быть модными, хотят жить в обществе.
К тому же важную роль играет и юридический момент. Конвенция ООН «О правах инвалидов» 10 лет назад, в 2006 году, определила, что инвалидность – это состояние общества, а не состояние тела. Это означает, что равноправие таких людей на работу и на все остальное не только признано, но и во многом обеспечивается на уровне государственных программ Конвенцию подписали около 140 стран, даже Пакистан имеет свою программу инклюзии. И государство, подписавшее конвенцию, должно выполнять её положения. В обязательном порядке.
Россия ратифицировала Конвенцию по правам инвалидов в 2012 году. И люди с инвалидностью стали активнее заявлять о себе. Когда начинает создаваться безбарьерная среда, на ТВ снимают передачи, выделяют квоты в вузах, понимаешь, что ты тоже можешь выйти из дома, ты можешь требовать. Мы начали работать в 2008-м, и я вижу, как много за эти годы изменилось, как много появилось молодых людей, которые выходят, которые говорят о себе.
Как быстро, на ваш взгляд, инвалиды смогут полностью интегрироваться в наше общество?
Если государство за это возьмется и подкрепит все правильной социальной рекламой, такое изменение сознания займет не так много времени. Это вопрос восприятия, грамотных мер и привычки. И чем больше инвалидов сейчас будет выходить, – а они будут выходить, потому что молодые ребята не согласны сидеть в четырех стенах, – тем быстрее всё изменится.
В интернете если вы наберете «arts and disability», handicape and technology вы увидите огромное количество интереснейших вещей прекрасного дизайна и космических технологий. На Youtube – за последние пять лет появилось много роликов, в которых инвалиды что-то делают, летают на самолетах, поют песни, одеваются, красятся, рассказывают, как они живут повседневно – так или иначе заявляют о себе. Сейчас есть огромное количество каналов, по которым они могут это сделать. Они видят друг друга, они понимают уже, что они не одни. Поколение их отцов и дедов не имело такой возможности.
Комментариев нет