Мнение антрополога

CentroCulturaDonbass avatar   
CentroCulturaDonbass
Про Марко Поло и не только

Бертолази Елисей, благодаря своей деятельности, известен широкому кругу академиков, дипломатов и общественности. Он с отличием окончил Университет Сассари по специальности “Арабский и русский иностранные языки и литература” и Миланский университет Бикокка по специальности “Антропологические и этнологические науки“.

Также в Миланском университете Бикокка он защитил докторскую диссертацию по антропологии по вопросу украинской идентичности.

Имеет диплом по чрезвычайным ситуациям и гуманитарным вмешательствам от ISPI. Является научным сотрудником и аналитиком в Институте геополитических исследований “Vision & Global Trends”. Он был корреспондент из Донбасса для “Голоса России – Италия” а затем для “Sputnik – Италия ”, сейчас сотрудничает с различными российскими газетами. Он также работает переводчиком русского языка.

Бывший десантник Фольгоры, также получил квалификацию десантника в Высшем училище ВВС России в Рязани.

Сфера интересов его деятельности включает в себя: геополитику, вопросы идентичности, национализма и этнических конфликтов применительно к постсоветскому пространству.

– Елисей, в начале июня 2024 года в Вероне прошла историческая конференция “По маршрутам Марко Поло“, организованная культурной ассоциацией “Венето – Россия” в сотрудничестве с “Русским домом” Вероны, Комитетом по исторической реконструкции, итальянским отделением Международного Движения русофилов, которое Вы представляете, и другими местными органами. Какова была цель мероприятия?

– Идея проведения этого мероприятия родилась по случаю 700-летия со дня смерти великого венецианского путешественника Марко Поло. Наследники древней цивилизации, венецианцы, были народом великих путешественников. Во времена “Республики Серениссима“, длившейся 1100 лет (697-1797), столица Венеция достигла того уровня развития и богатства, который мы так хорошо знаем.

Венецианцами двигал не только неукротимый дух авантюризма, но и великие традиции торговли, которые сочетались с желанием поднять уровень жизни как своей, так и своей замечательной столицы на лагуне.

Для венецианцев, как и для генуэзцев, Чёрное, Азовское моря, а также Крым, были не просто “приложением к Средиземноморью”, а скорее “морским мостом в Азию” для их морской торговли.

Благодаря своему географическому положению Крым всегда играл важную роль в деятельности генуэзских и венецианских торговцев на землях к востоку от Черного моря. Известно, что важнейшие города на юго-восточном побережье Крыма: Феодосия, Судак, Балаклава… во времена генуэзских колоний носили итальянские названия Каффа, Солдайя, Чембало…  В Феодосии (Каффе) генуэзцы обосновались на постоянной основе в 1266-1275 годах, оставаясь фактическими владыками города на протяжении двух столетий. 

 

В Судаке (Солдае) можно полюбоваться мощной крепостью, на башнях которой до сих пор сохранилось имя генуэзских владык, основавших сооружение на латыни.

 

Алушта и Гурзуф до сих пор хранят следы генуэзских укреплений, хотя и почти скрыты современными зданиями.

 

В Балаклаве (Чембало) также особенностью ландшафта являются остатки генуэзской крепости с башнями, верхним замком Святого Николая и нижним укреплением Святого Георгия, построенными для защиты входа в гавань.

 

Однако, если наиболее заметным было генуэзское присутствие, Венеция была не менее активным игроком, со своими собственными специфическими проблемами и реалиями.

 

 

– Мы увидели, что народы Венето и Крыма сегодня так же “географически далеки, но культурно и духовно близки”*, как и в Средние века. Могут ли экономические отношения объединить их ещё больше?

 

В XIII веке Венеция была доминирующей морской державой в Средиземноморье, а монголы – хозяевами огромной империи, охватывавшей современные территории Китая, Персии, России и Центральной Азии.

Монгольское завоевание объединило региональную политику и экономику в огромное континентальное пространство, на котором процветали торговые и дипломатические отношения.

 

Огромные возможности открывались благодаря объединению контролируемых монголами сухопутных континентальных маршрутов и морских путей в Европу, которыми управляли Генуя и Венеция. Точкой встречи и соединения стало Чёрное море, Крым и Азовское море, где процветали поселения, ставшие перекрестками народов, культур, товаров и торговли. Безусловно, торговые связи, как в настоящем, так и в прошлом, являются прекрасным средством объединения народов. Там, где царит мир, торговые связи обычно процветают, в условиях войны они исчезают.

 

В качестве примера можно привести политику торговых санкций, введенную Западом против России с 2014 года, и вот уже десять лет мы находимся в состоянии войны.

 

Если вернуться к прошлому, то во второй половине XIII века различные торговые пути на Восток пользовались безопасностью, которую в то время обеспечивал pax mongolica. Эти связи начали ослабевать, когда с окончанием этого мира и падением династии Юань в Китае в 1368 году международные торговые пути были нарушены. Настоящий же упадок наступил после нападения Тамерлана в 1395 году.

 

* – из афиши мероприятия

Комментариев нет