О Добре и Зле.

Elena_iz_derevny avatar   
Elena_iz_derevny

ТЕОСОФСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

О.С.Ф.г. Киев

"Человек есть создание мысли; о чем человек думает, тем он и становится".

Проблема происхождения зла может быть рассмотрена с философских позиций лишь в том случае, если за основу рассуждений будут приняты древние доктрины Индии. Только древняя мудрость удовлетворительно объясняет существование зла во Вселенной. Согласно ее учениям рождение Космоса и эволюция жизни происходят вследствие дифференциации и превращения изначального проявленного ЕДИНСТВА во множественность, или великую иллюзию формы. Когда ГОМОГЕННОСТЬ трансформировалась в ГЕТЕРОГЕННОСТЬ, появились и противоположности, контрасты; так возникло то, что мы называем злом [1].

Зло не существует само по себе, но есть лишь Тень Света, без которой Свет не существовал бы. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в Обителях Истины. Добро и Зло – близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, ибо каждый из них должен быть рожден и создан из другого для того, чтобы получить бытие. Зло совечно с Материей, и поэтому оно беспредельно и вечно, и если бы оно исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли. Они, в сущности, едины и существовали на протяжении всей Вечности, и будут существовать до тех пор, пока существуют проявленные миры. Это есть один Несотворенный, Беспредельный, Неизменный и Абсолютный Принцип или Закон: зло – чем больше он падает в материю, добро или Бог – как только он очищен от материи и вновь становится чистым Духом или Абсолютом в его вечной неизменной субъективности [2].

В человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на "борьбу за жизнь" между двумя проявленными началами в пространстве и Времени; Начала, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте. Эзотерическая Философия доказывает, что Человек, воистину, есть проявленное Божество в его двух аспектах – добра и зла [2].

Восточная мудрость учит, что дух должен пройти тяжелое испытание воплощения и жизни и быть крещенным материей, прежде чем обретет опыт и знание. Только после этого он принимает крещение души, или самосознания, и может вернуться к изначальному божественному состоянию, прибавив к нему опыт, венчающийся всеведением. Иными словами, он может вернуться к первичному состоянию однородности изначальной сущности, только собрав плоды Кармы. Лишь она (Карма) способна создать абсолютно сознательное существо, не более чем на одну ступень отстоящее от Абсолютного Всего [3, 4].

Истинность древней философской формулы, что Вселенная и все, что в ней есть, возникла вследствие распада "Единства на Множества", подтверждается эволюцией нашей планеты, а также особым развитием отдельных видов организмов. Действительно, при переходе от всеобщего к частному обнаруживается, что органический мир подчинен тому же закону вечного и все возрастающего совершенствования, перехода от единства ко множественности как "основной формуле эволюции жизни". Короче говоря, рождение, рост и развитие всего органического мира доказывает истинность древней формулы. Даже развитие народов, языков, наук и т.д. – все неизбежно и неотвратимо следует всеобъемлющему "закону распада единства на множество и превращения однородного в многообразие".

Этот закон является действительно всеобщим и фундаментальным [3].

Однако следует иметь в виду, что эволюция никогда не протекает по прямой линии, как, впрочем, и любой другой природный процесс, но продвигается циклически. В эволюции отдельных индивидов, в эволюции органического мира и всей Вселенной, повсюду, мы наблюдаем помимо перехода от единства ко множественности и от гомогенности к гетерогенности, также и обратный переход – от множественности к единству и от гетерогенного к гомогенному состоянию [3]. При этом все формы жизни должны прийти к Единству в той же последовательности, в какой они проявились. Витки циклических повторений подобны кольцам Змеи Вечности, которая заглатывает свой хвост. Именно в этом индийская формула, являющаяся учением Тайной Доктрины, подтверждается естественными науками и особенно биологией. Изучение эволюции отдельных индивидов, их роста и развития показало, что имеет место не только разделение на части, но также и их взаимное поглощение, когда группы клеток, сливаясь с другими, объединяются в однородное целое. В данном случае материальная природа повторяет закон, действующий на более высоком плане; линии развития движутся вниз, чтобы затем вновь подняться и слиться в исходной точке своего движения:

"Однородная образующая масса или вещество, разделенное на части, постепенно трансформируется в гетерогенную; затем, когда эти части сливаются в гармоническом единстве, начинается обратный процесс, реинволюция, и разнородные части постепенно возвращаются к своему изначальному состоянию".

В этом суть Великого Закона [3].

Весь Космос постоянно стремится к обновлению и разрушению; он все6гда находится в процессе изменения, протекающем в виде последовательного ряда циклов, начало и окончание которых неведомы и непознаваемы [].

Мысль о том, что материя и ее изменчивые проявления есть источник всеобщего зла и скорби – очень древняя, хотя Гаутама Будда был первым, кто ее выразил. Его учение показывает, что зло присуще не материи, которая вечна, а иллюзиям, которые созданы ею. В то же время, все это зло не только неизбежно, но и необходимо. Ведь отличить добро от зла, свет от тьмы и оценить их по достоинству можно только путем сравнения. Усилия Будды были направлены на то, чтобы освободить человечество от сильной привязанности к жизни, являющейся основной причиной эгоизма, а значит – источником страданий и боли [3].

Великий Учитель Будда говорит: "…Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий…" Невежество есть смерть и лишь знание дает бессмертие [1].

Согласно тексту Библии, зло должно было существовать до Адама и Евы. Человеку запрещено было вкушать от древа познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с природой, частью которой он является. Нарушение установленного богом порядка является первым актом выбора, первым актом неповиновения. Ведь если бы зло и грех не существовали до них, то не могло бы существовать ни Змея-искусителя, ни древа познания добра и зла в Эдеме. Ведь сказано: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они очень много помимо того, что сами они наги". Миф подчеркивает страдания, возникшие в результате этого [3].

Согласно арийской философии, зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой.

Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Матерь-природа одинаково хорошая мать как для безвредного голубя, так и для хищной птицы. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений и потому он не может быть назван Злом в Природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни – происхождение каждого зла, большого или малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек. Еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей становятся источником и причиной зла через излишества так же, как и через отсутствие их. Не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие [2].

Жизнь и смерть, добро и зло, прошлое и будущее – все есть, в лучшем случае, обороты речи. Если сама объективная Вселенная есть лишь преходящая иллюзия, ибо имела начало и будет иметь конец, то жизнь и смерть должны быть лишь аспектами и иллюзиями. В сущности, они есть изменения состояния, и не более. Истинная жизнь – в духовном сознании этой самой жизни, в сознательном существовании в духе, не в материи; а истинная смерть есть ограниченное восприятие жизни, невозможность ощутить сознательное или даже индивидуальное существование вне формы или, по крайней мере, некоторой формы материи. Те, кто искренне отрицают возможность сознательной жизни в отрыве от субстанции и мозга, суть живые автоматы. Несмотря на то, что такие люди наделены огромными умственными способностями, они не сознают своего собственного духовного естества [5, 6].

Вся философия проблемы зла зависит от правильного понимания строения Внутренней Сущности Природы и Человека, божественного внутри животного, и, следовательно, также и от правильного усвоения всей системы, что касается до венца творения эволюции – Человека. Каждое "Высочайшее Божество" вмещает в каждом древнем Пантеоне двойственный характер, состоящий из Света и Тени. Древние не знали обособленного "Бога Зла". Языческая мысль изображала добро и зло как братьев-близнецов, рожденных от одной Матери-Природы. Вначале эти символы были чистыми абстракциями, Светом и Тенью. У всех народов древности все их Божества были благожелательны и враждебны одновременно. Каждый лучезарный Солнечный Бог древности – Величественное Божество днем и свой собственный Противник ночью, называемый Драконом Мудрости. Символ "Дракона" имеет семеричное значение. Из этих значений высший тождественен с "Саморожденным" Логосом, а в наиболее земном применении термин этот прилагался к "Мудрым" людям. "Древний Дракон" был чистым Духом, прежде чем он стал Материей, пассивным, прежде чем стал активным [1].

Символы "Дракона" и "Войны на Небесах" имеют несколько значений: религиозные, астрономические и геологические события включены в одну общую аллегорию. "Война на Небе" показана, в одном из ее значений, как относившаяся к той страшной борьбе, которая предстояла каждому кандидату в Адепты – борьбе между им самим и его олицетворенными страстями, когда просвещенный Внутренний Человек должен был или преодолеть их, или пасть. В первом случае он становился "Поразившим Дракона", как прошедший счастливо через все испытания, и "Сыном Змия" и самим Змием, сбросившим свою старую кожу и возродившимся в новом теле, став Сыном Мудрости и Бессмертия в Вечности [1].

С точки зрения космологии все Драконы и Змии, пораженные своими "Победителями", являются непокорными, буйными, беспорядочными началами в Хаосе, которые приведены в порядок Солнечными Богами, или Творческими Силами [1].

Нисхождение "Богов" на Землю, которые воплотились в человечество, это и есть "Падение". Только однажды коснувшись этой планеты плотной Материи, белоснежные крылья, даже высочайшего ангела, не могут более оставаться незапятнанными. Падение всех Логосов и Демиургов из их первичного возвышенного положения имело во всех случаях одно и то же эзотерическое значение: проклятие, в его философском смысле рождения на этой Земле; что есть неизбежная ступень на Лестнице Космической Эволюции, высоко философский и целесообразный Кармический Закон, без которого присутствие Зла на Земле навсегда осталось бы скрытой тайной для понимания истинной философии [1].

"Древний Дракон" и Сатана, ныне ставшие, по отдельности и коллективно, символом и теологическим термином для "Падшего Ангела", не описаны в подобном аспекте ни в древних трудах, ни в современной Каббале: Сатана есть просто символ, а не реальный персонаж, олицетворение абстрактного Зла, являющегося орудием Кармического Закона. Это есть наша человеческая природа и сам человек, ибо сказано, что "Сатана всегда близок и безвыходно переплетен с человеком". Вопрос лишь в том, насколько Мощь эта латентна или активна в нас. Этот символ метафизически изображает "обратный" или "противоположный полюс всего сущего в Природе", который не есть разумное существо, а лишь необходимая гипотеза; символ, противоположный Божественному символу; воображаемая Тень, которая делает для нас видимым беспредельный свет Божественного [2].

Сатана всегда существовал как "Противник", как противодействующая Мощь, необходимая для равновесия и гармонии сущего в Природе, как Тень, необходимая для более яркого проявления Света, как Ночь для большего выявления Дня и как Холод для большей оценки Тепла. Однородность едина и нераздельна. И если Разнородность, в своем дуалистическом аспекте, есть последствие Единой Абсолютной Однородности, ее раздвоенная тень или отражение, то тогда эта Божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добра, так и зла [1].

Человечеству, "Земному и от Земли", не суждено было быть созданным Ангелами от Первичного Божественного Дыхания. Человек должен был быть оформлен более материальными созданиями, которые дали лишь то, что было присуще их собственной природе. Третья Раса является самой таинственной из всех до сих пор развившихся пяти Рас. Третья Раса обнаруживает три различных деления, физиологически и психически:

Самые первые: безгрешные

Средняя часть: пробужденные к разумности

Третья часть: определенно животная, т.е. Манас подпадает искушениям Кама [1].

Только когда из потенциальной Андрогины человек разъединился на мужчину и женщину, он может быть одарен сознательной, разумной и индивидуальной Душой (Манас), "Принципом, или Разумом, Элохима", но чтобы получить его, он должен вкусить плод Знания от Древа Добра и Зла [7].

Люди Третьей Расы (которые разъединились) были "Богами" в силу своей духовности и чистоты. Они чувствовали свое единство с Богом. Каждый сознавал, что по природе он Богочеловек, хотя и Животное в своем физическом Эго. Эти дети Неба и Земли при рождении были одарены Высшими Силами, создателями их Сущности. Они обладали необыкновенными способностями (моральными и физическими), приказывали Стихиям, читали будущее в Звездах. Их наука была врожденной. Это был "Золотой век" тех времен, век, когда "Боги ходили по Земле и свободно общались со смертными". Когда век этот кончился, Боги удалились, – т.е. стали невидимыми, – "страшные звери пожрали человечество". Первым характерным свойством первых настоящих людей была гордость [1].

Разъединение полов входило в программу Природы и естественной эволюции. Когда произошло разъединение двуеродного принципа (т.е. андрогинного состояния), выявив две противоположности, то их назначение после этого стало навсегда заключаться в поисках воссоединения, обретения утерянного единства. Природа, толкая к поискам воссоединения, в то же время уклонялась от желаемого результата созданием нового существа, которое не отвечало этому желаемому единству, благодаря чему естественное желание вернуть утерянное состояние единства постоянно подвергалось и подвергается и сейчас мучительному разочарованию. Именно благодаря этому процессу постоянного поиска единения и живет Природа.

Творческая способность в мужчине и женщине была даром Божественной Мудрости. Но разъединенная Раса злоупотребила и унизила Тайну Жизни до пределов животности и звероподобия. Проклятие Кармы обрушилось не за попытки к естественному сочетанию, но за злоупотребление творческой мощью, за осквернение божественного дара и растрачивание жизненной субстанции для звериного личного удовлетворения. Духовность и все божественные силы и свойства Дэва-Человека Третьей Расы сделались подслужебными новопробужденным физиологическим и психическим страстям физического человека вместо обратного явления. Из святилища, предназначенного для пребывания Бога, была сделана кумирня всяких духовных беззаконий [1].

Борьба за жизнь между духовным и психическим, психическим и физическим началась с самого дня вкушения человеком Древа Мудрости. Это была великая Битва между Добром и Злом за превосходство божественных Сил над низшими земными. Это есть символическое представление великой борьбы между Божественной Мудростью и ее Земным Отображением, или между Духом и Душою, на Небе и на Земле. На Небе – потому что божественная Монада добровольно изгнала себя оттуда, чтобы спуститься для воплощения на низший план и таким образом преобразить животного из праха в бессмертного. Ибо, как говорит Э. Леви: "Ангелы стремятся стать Людьми; ибо совершенный Человек, Богочеловек, превыше даже Ангелов" [1].

Те, кто "победили" низшие "принципы", усмирив свою плоть, присоединились к "Сынам Света"; те же, кто пали жертвою своих низших природ, стали рабами Материи. Из "Сынов Света и Разума" они окончили тем, что стали "Сынами Тьмы". Они пали в борьбе смертной жизни с Жизнью Бессмертной, и все павшие так стали семенем грядущих поколений атлантов; не все среди атлантов были плохи. В случае атлантов именно Духовное Существо согрешило, ибо элемент Духа в те дни был еще "главенствующим" принципом в человеке. Не может быть физического беззакония; тело просто безответственный орган, инструмент психического, если и не духовного человека. Многие из нас пожинают последствия дурных кармических причин, порожденных нами в бытность нашу атлантами.

Атланты, первое потомство полубожественного человека после разъединения полов, – следовательно, первые смертные, зачатые и рожденные человеческим способом, – стали приносить первые жертвы Богу Материи (Стихиям). Таким образом, первые расы атлантов, рожденные на материке Лемурии, разделились, начиная от своих самых ранних племен, на праведных и неправедных; на тех, кто поклонялся единому невидимому Духу Природы, Луч которого человек чувствует в себе, – или пантеистов, и на тех, кто оказывал фанатичное поклонение духам Земли, темным, космическим, антропоморфированным Силам, с которыми они заключили союз. До того они не имели религий. Таким образом, именно в те дни была порождена нашими Монадами самая тяжкая Карма Пятой Расы [1].

Человек был закончен лишь во время своего третьего Цикла (Расы), продвигаясь к четвертому. Люди стали "Богами" в добре и зле и ответственными, когда две дуги встретились (по истечении трех с половиной Кругов). Во второй половине Третьей Коренной Расы состоялось последнее преображение, давшее рождение человеку такому, каким он является сейчас. Это произошло ~18 млн лет тому назад. С тех пор циклы продвинули нас дальше на противоположной восходящей дуге уже несколько шагов по направлению к нашей "дематериализации" [1].

В начале человеческой эволюции желание является полным властелином и беспрестанно приводит человека к ошибочным действиям и страданиям, истекающим от этих ошибок, а также приобретению опыта. На этой ступени начинает появляться зародыш воли; желание и воля руководят поступками человека. В середине его эволюции желание и воля находятся в постоянном конфликте, и победа оказывается то на стороне желания, то на стороне воли. Желание и страсти по сути двояки и могут быть могущественной силой, которая может устремляться как вверх, так и вниз. С одной стороны, они могут влиять на разум, определяя характер его деятельности и в то же время желания могут находиться под влиянием разума и совершенствоваться. Страсти и желания существуют очень долгое время, потому что воспроизводят себя в каждой жизни до тех пор, пока мы окончательно не победим их своими усилиями. Каждая мысль коренится в желании, с которым она соединена физически и ментально; вся жизнь полна таких мыслей. На данном этапе эволюции у нас полностью развиты только низшие принципы, наши высшие принципы развиты только частично и поэтому человеком сегодняшнего дня движут страсти и желания. Но эволюционный прогресс человечества ведет к все большему развитию разума и поэтому Великие Учителя и говорят о нашем времени как о "переходном периоде" [4].

Пока человек не приблизится к божественности, желание необходимо; оно становится лишь чище по мере того, как человек поднимается вверх. В Бхагават Гите сказано: "Каждого из нас рано или поздно призовут уничтожить собственные страсти и желания – и вовсе не потому, что все они без исключения предосудительны, но просто потому, что нам необходимо избавиться от их влияния, чтобы научиться жить на более высоких уровнях" [8].

Ни одна религия не призывает человека стать рабом собственных желаний и интересов.

Необходимо также помнить, что желание есть связывающий элемент в карме. Учение кармы заставляет человека познавать те причины, которые он создает своими повседневными желаниями, мыслями и действиями; у него развивается способность заглядывать в прошлое и видеть в нем вызванные к жизни причины, последствия которых изживаются в настоящем [5].

Карма, рабыней которой является Природа, уравновешивает все самым гармоническим способом; Карма есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире [3]. Страдания и наказание являются орудиями Кармы в своем абсолютно справедливом смысле воздаяния; это есть динамическое следствие порожденных причин и сил, пробужденных к деятельности нашими собственными действиями, Карма ничего не создает и не предначертает. Именно человек планирует и создает причины, а кармический закон приноравливает следствия. Такое приноравливание не есть действо, но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему первоначальному состоянию [2].

В нравственном и умственном мире Закон Кармы так же неизменен: бесполезно сеять лень и надеяться пожать знания, сеять эгоизм и рассчитывать на любовь. Так, ненависть и чувство мести, питаемое втайне, явится семенем, из которого может возникнуть будущий убийца. С другой стороны, бескорыстная любовь, каждая мысль сострадания поможет созданию милосердного и любящего характера.

Самое важное – держать мысли чистыми. Мысль возникает прежде желания. Мысль воздействует на мозг, низший же Манас является посредником; мозг воздействует на телесные органы, и тогда пробуждается желание. Но телесные органы возбуждает не внешний стимул, но мозг, на котором запечатлелась мысль. Следовательно, дурная мысль должна быть убита прежде, чем может быть подавлено желание. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Стало быть, не плоть является изначальным искусителем, а именно низший Манас ввергает плоть в искушения своими образами. Чистота мысли гораздо важнее чистоты тела [5].

Ум, населенный злыми мыслями, действует как магнит, привлекающий подобные же мысли других людей, и таким образом усугубляется первоначальное зло. Думать таким образом есть шаг к тому, чтобы совершать зло. Благие мысли могут помогать, поднимать, охранять; они могут излучаться каждым хорошим человеком на пользу всем [5]. Каждый человек персонально ответственен перед законом Возмездия за каждую мысль, слово и действие.

Человек сам строит свой характер. "Человек образуется мыслью; о чем он думает в одной жизни, тем он становится в другой".

"Что человек посеет, то и пожнет"

Знание этого закона неизменной справедливости дает возможность человеку создавать свой характер.

"Ненависть никогда не уничтожается ненавистью. Ненависть уничтожается любовью". В этом – тайна освобождения [4].

Каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путем присоединения к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность – порожденное умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей ее. Так, добрая мысль остается как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон. И, таким образом, человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности [2].

Наука установила, что мысль – это энергия. Эта энергия в своем действии приводит в движение атомы астральной атмосферы вокруг нас. Каждая мысль, так энергично развивающаяся из мозга, волей-неволей создает образ [3].

Человек, наделенный способностью мыслить даже о самых незначительных вещах на высоких планах, владеет благодаря этому дару пластической энергией формирования, способной создавать образы, так сказать, в самом своем воображении. О чем бы ни думал такой человек, его мысль будет гораздо более интенсивной, чем мысль обычного человека, и благодаря этой интенсивности она получает способность творить.

В "Письмах Махатм" сказано:

"Результатом высочайшего размышления о научно-философских вопросах является образование утонченной формы духовной энергии в мозгу, которая в космической деятельности способна производить неограниченные результаты, тогда как автоматически действующий мозг содержит или накапливает в себе лишь известное количество грубой силы, бесплодной для пользы индивидуума и человечества. Человеческий мозг является неистощимым производителем наиболее тонкого качества космической энергии из низкой грубой энергии Природы".

Влияние наших действий на других образует внешние обстоятельства нашей последующей земной жизни. Если мы распространяли свет и добро, то родимся в особенно благоприятных условиях, тогда как люди, стремящиеся к плохим поступкам, родятся в условиях неблагоприятных. Мы связываем себя с другими, входя с ними в индивидуальные отношения, мы выковываем для себя цепи добрыми и злыми делами. Каждое действие есть звено в бесконечной цепи причин и "следствий" [4]. Наша невидимая связь со всеми другими тесна и неразрывна; и очищая себя, – мы тем самым очищаем других; поднимаясь сами, – мы поднимаем других. Из глубинного осознания единства жизни происходит осознание ответственности каждого за всех и всех за каждого; такое представление делает человека свободным и ответственным творцом будущего [9].

Именно такое понимание придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Главным препятствием в достижении гармоничного сосуществования выступает врожденная привычка человека вечно ставить себя в центр Вселенной; непослушное "Я" норовит стать фокусом внимания. Это мешает каждому индивиду занять ту нишу жизни, которая предназначена только для него; мешает осмыслению действия Закона Космической Эволюции, чтобы поступать в гармоничном согласии с Природой, вместо того, чтобы, по неведению, идти наперекор его целям. Обретение такой гармонии является практическим, объективным аспектом Великой Задачи [4].

Космос построен законом ответственности, или как его чаще называют, законом причин и следствий, и он объясняет все иногда кажущиеся несправедливости. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы донести до человечества знание законов Природы.

Современное человечество начинает уже приближаться к той ступени своей эволюции, когда его движение вперед требует осознания единства всей жизни. Человеку необходимо обрести исконную связь со Вселенной, определить свое подлинное отношение с ней. После долгих веков становления цивилизации, сопровождаемой отдалением человека от мира природы, для человечества наступает величественная эпоха воссоединения некогда разлученных сил – человека и природы, духа и материи. И это великое воссоединение возможно только в рамках нового видения Вселенной и своего места в ней. И так как божественное творение совершенно, то задача состоит в том, чтобы восстановить исконно присущий миру порядок, нарушенный ходом развития цивилизации [10].

Ясное понимание законов кармы и перевоплощения помогает человеку видеть в своих затруднениях результаты своих же прошлых ошибок. Он знает, что его будущее зависит от его собственных усилий; у него появляется широкая терпимость, терпение и философский взгляд на жизнь. Исчезает недовольство, которое возникает главным образом из чувства непонимания естественных законов природы.

Люди, следующие заветам всех великих Учителей религии, – платить добром за зло, тем самым погашают бессознательно карму своей текущей жизни, которая иначе отозвалась бы в будущем [4].

Добром можно назвать все то, что соответствует божественной Воле, что помогает прогрессу души и ведет к усилению высшей природы человека и к воспитанию и покорению его низшей природы. Злом же будет все то, что замедляет развитие, что удерживает душу на низшей ступени, что ведет к преобладанию низшей природы над высшей [4].

Закон Природы предполагает беспредельное развитие всех человеческих существ в направлении высших фаз существования. По мере их эволюционного продвижения, наделяя эти существа более совершенными способностями, Природа предоставляет каждому человеку все более определенные возможности выбора между добром и злом. Так как каждый человек является творением, родившимся со свободной волей, то он сам по себе не представляет нравственного совершенства. Мало людей, знающих свои врожденные способности; только тяжелые испытания пути жизни их развивают; только в невзгодах можно познать истинную сущность человека. Таким образом, шаг за шагом, после серии наказаний и страданий, на горьком опыте он приучается руководить своими импульсами, познавать законы природы и жить с ними в гармоничном согласии [2].

Усилия природы, заставляющей человека двигаться по пути эволюции, направлены на то, чтобы превратить его в существо неизмеримо более высокого порядка, в своего сознательного помощника, а в конечном счете – сделать из него то, что обычно называют творческим принципом самой природы [6].

В период младенчества человеческой души у нее не было понятия о добре и зле: праведного и грешного для нее не существовало. Прежде чем человек познал, в чем состоит добро, он должен был узнать существование закона, а познать закон он мог лишь путем испытания, узнавая по опыту, действует ли он в гармонии или в противоречии с законом, природой [4].

Как дети не могут нести ответственность за свои поступки, так и первые человеческие действия не могли быть полностью ответственными. Но приходит время взросления, когда полностью развившиеся способности позволяют каждому человеку сделать окончательный выбор в пользу добра или зла; причем свой выбор делает не только низшая личность, но и непреходящее Эго [6].

Можно сказать, что первые круги человеческой эволюции вообще не налагали на индивидуальное Эго никакой ответственности. Но во второй половине великого эволюционного периода действуют уже иные принципы. Для того, чтобы вступить в новые фазы существования, оно должно приобрести некоторые собственные положительные качества. Став полностью ответственным и наделенным многочисленными способностями существом, – каким и должен стать человек, прошедший великую поворотную точку в собственном развитии, – он уже не может ограничиться тем, что будет просто безвольно плыть по течению эволюции; ему необходимо самому научиться плавать, если он желает двигаться дальше [6].

Чувство ответственности внушается присутствием Света Высшего Эго. Так как в своем цикле перевоплощений Эго становится все более индивидуальным, оно все больше и больше учится через страдания сознавать свою собственную ответственность, в силу чего оно в конце концов вновь обретет самосознание, сознание всех Эго целой Вселенной [6].

Окончательный выбор между добром и злом, который человеческое Эго делает в ходе великой борьбы между духовностью и интеллектом, становится перед ним только по достижению финальной критической поворотной точки. Основная борьба разворачивается в первой половине пятого круга. До этого времени нормальное течение жизни может быть либо хорошей, либо плохой подготовкой к этой борьбе [6]. В более глубоком смысле это относится к разделению человечества в середине великого пятого круга: тем, чье индивидуальное Эго абсолютно бездуховно, предстоит исчезнуть, а прочим – обрести бессмертие либо в добре, либо во зле и двигаться далее. В мире душ существуют два полюса, и между этими полюсами "просто существует" и исчезает, не оставляя следа, бесполезная часть человечества. Такой же смысл содержит изречение из Откровения:

"О, если бы ты был холоден, или горяч! – говорит видение св. Иоанну. – Но, так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих".

Жара и холод суть два "полюса", то есть добро и зло, дух и материя. Природа извергает "теплого" [2].

Великий вопрос о продолжении человеческого существования неизбежно сводится, таким образом, к вопросу о духовности, приходящей на смену материальности. В оккультном понимании духовность относится прежде всего к способности человеческого разума воспринимать знание – абсолютное знание – непосредственно из Первоисточника, минуя долгий путь логических рассуждений [6]. По большому счету, процесс овладения собственной интуицией – это и есть оккультная наука в своем высшем аспекте, так как суть ее составляет развитие духовности.

Таким образом, духовность не есть набожность; духовность – это мышление высшего порядка, познающее деятельность природы посредством непосредственного слияния разума с ее высшими принципами [6].

Конечное развитие человека определяется его духовностью независимо от ее нравственной окраски. Решение сакраментального вопроса "быть или не быть" в действительности вообще никак не связано с вопросом о том, добродетелен человек или грешен. То есть вопрос состоит не столько в том, "будет ли человек жить и достаточно ли он хорош, чтобы ему было позволено жить дольше?", но скорее в том, "сможет ли человек продолжить свою жизнь в тех высших сферах существования, которых человечество должно в конце концов достичь в процессе эволюции? Приготовил ли он себя к этой жизни путем развития непреходящей части собственной природы?" Если нет, то его связь с эволюционирующим миром прерывается.

Это нормальный, закономерный путь, предписанный человеку природой. И как многим зернам по тем или иным причинам не удается исполнить свою миссию (прорости), так и многим человеческим Эго не удается благополучно пройти через все испытания пятого круга [6].

Однако не следует думать, будто оккультная философия считает, что порок и добродетель вообще не оказывают никакого влияния на духовную судьбу человека; ни одна система не придает такого значения нравственности, как оккультная философия. Порок и добродетель определяют прежде всего, будет ли человек счастлив или же ему придется страдать, но не решают самую главную проблему – проблему продолжения существования того периода, который отпущен человеку на то, чтобы стать чем-то большим, чем просто человек [6].

Каждый круг, который проходит человечество, посвящен развитию в нем определенного принципа и подготовки к освоению следующего, так как эти принципы развиваются поочередно, в надлежащей последовательности [6]. Каждый Принцип в человеке имеет свой непосредственный источник в природе великих Существ, которые соответственно снабжают нас невидимыми элементами в нас [7].

В четвертом круге, в котором мы находимся сейчас, полностью развился четвертый принцип Кама (желание), и этот принцип постепенно начинает сливаться с пятым (Манас) – разумом. Кама – местонахождение личного Эго и желаний. Низший Манас обычно называют животной душой ("Нефеш" иудейских каббалистов). Этот луч, эманирующий из высшего Манаса, или вечного Эго, является тем "принципом", который формирует разум человека, а у животных – инстинкт [3].

Высшее Эго обладает высокой степенью духовности и очень тесно связано с высшими принципами Буддхи и Атмы. Эти в
Комментариев нет