“Сегодня вопрос о нравственных ориентирах, о правде как никогда актуален не только для отдельной личности или нации, но и для международных отношений и мира в целом. Создание гармоничной и справедливой системы международных отношений вряд ли возможно без обращения к общему нравственному знаменателю, всегда существовавшему у основных мировых религий, без признания высшего нравственного закона над нами”.
— Сергей Лавров, Министр Иностранных дел РФ
Судьба живых — помнить и поминать мёртвых…В ходе литургии в Соборе Св. Петра в Ватикане, посвящённой 100-й годовщине Геноцида армян, Папа Франциск впервые использовал в отношении событий начала 20 века термин “геноцид”. Перечисляя последовавшие за этим другие кровавые исторические события, понтифик с сожалением заметил, что человечество, очевидно, не в силах положить конец пролитию безвинной крови. Своим заявлением о Геноциде армян Папа предпочёл нравственность реальной политике, и в мире это произвело эффект землетрясения.
Элита в любой стране является голосом нации и аккумулятором национальных достижений, которые выражаются в творениях культуры, в новых политических инициативах и административных решениях. Почему же так катастрофически падает качество решений, принимаемых элитами?
Победа западных стран в холодной войне была истолкована ими как новый реванш Запада над Востоком, победа экономического начала над социальным, материального над духовным. Вместо единого национального пространства сегодня повсюду образуются нигде и никак не пересекающиеся параллельные миры “туземной массы” и глобализирующихся элит. В отсутствие реального контроля решения МВФ, МБ, международных организаций становятся всё более далёкими от реальной жизни и учитывающими лишь интересы тех, кто их принимает. Рыночный социал-дарвинизм и воинствующий экономикоцентризм подвергает более слабые страны тотальному мародёрству. Предписания “боссов”, ревностно выполняемые компрадорскими правительствами, опустошают и отбрасывают назад в развитии целые регионы планеты. Сегодня мы наблюдаем невиданную социальную поляризацию, расхищение ресурсов и попрание прав наций на фоне катастрофы национального молчания. Бесконтрольная, аморальная, агрессивно-алчная власть угрожает народам новыми экономическими, социальными, духовными и физическими геноцидами.
Постсоветские элиты, давно переориентированные на международные центры власти, перестали быть представителями наций. Противостояние элиты собственному народу неизбежно рождает колониальное гетто, у которого нет будущего.
В контексте определения роли элит в судьбах народов вполне резонны вопросы об истоках противостояния между Арменией и Азербайджаном, ключевые и проблемные моменты которого находятся в официальных документах стран-посредников Минской группы ОБСЕ. Ведь несколько поколений мирно жили рядом два народа — и вдруг между ними пробежала такая “кошка”, после которой, по словам Роберта Кочаряна, бывшего президента Армении, у азербайджанцев и армян возникло “генетическое неприятие друг друга”… Безусловно, духовные корни этого противостояния находятся не только в 1988 году, но и в событиях столетней давности. Однако нельзя снимать со счетов и политический авантюризм советских “активистов”, и преступления партийной номенклатуры закавказских республик – бывших советских “элит”, отдавших на физическое и духовное растерзание собственные народы и получивших в результате грабёж национальных ресурсов и номинальный суверенитет, а в качестве бонуса – бесконтрольное личное обогащение.
Карабахская реконкиста обошлась дорого, но со временем десятки тысяч убитых и более миллиона беженцев стали лишь круглыми цифрами статистики, активно используемыми сторонами в войне агитпропов. За этими цифрами — боль и страдания огромной массы людей вне зависимости от национальности, веры и нынешнего места проживания. Поэтому, когда после очередных встреч лидеров Армении и Азербайджана у посредников спрашивают о новостях в вопросе урегулирования, те, зная истинную кровавую подоплёку конфликта, всегда стараются скрыть её за политкорректными высказываниями, намеренно уходя от исторических и правовых вопросов. К примеру, мало кто знает о том, что у Минской группы ОБСЕ, имитирующей урегулирование конфликта перед всем мировым сообществом более двух десятилетий, нет мандата (он есть только у сопредседателей)!
Процесс имитации миротворческой деятельности со стороны любой внешней структуры будет происходить до тех пор, пока есть возможность безнаказанно грабить национальные ресурсы конфликтующих сторон, меряясь силами в зоне столкновения своих геополитических интересов. В контексте карабахского конфликта можно говорить об имитации, поскольку посредникам прекрасно известно, что принудить к миру (то есть, к подписанию соглашений), можно лишь правительства стран, но не народы: существует понятие исторического правового поля, кавказские адаты никто не отменял!
Адаты – это нормы обычного права у народов Северного и Южного Кавказа, армян и тюрков. Их исполнение было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось. Неписаные законы гор, которыми в своей общественной жизни испокон веков руководствовались отцы и деды, с детства формируют характер кавказского человека, его поведение и правила взаимоотношений с окружающими. Незримые законы морали горцев включают, к примеру, добрососедство, гостеприимство и почитание стариков. Обычаи кровных обязательств (кровная месть) также относятся к древним правовым представлениям. Отмщение обиды было священным долгом и делом чести для всех членов рода, а уклонение грозило бесчестьем. Бывали случаи, когда кровная месть прекращалась лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов. Кровная месть не распространялась на женщин, детей и стариков.
Аксакалы и почётные люди всегда стремились примирить враждующих кровников. По традиции, бывшие враги должны обменяться рукопожатиями, после чего устраивается обильное угощение для участников процедуры примирения и гостей. Описанная процедура — не романтическая экзотика, а нормы саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность примирения врагов.
Стойкость традиционной общественной жизни у кавказских народов игнорировать невозможно. Трансформация этических норм в адаты происходила веками и находится сегодня в коллективном бессознательном народов Кавказа, поэтому ни один договор не станет реальностью без санкционированного самими конфликтующими обществами мирного договора, основанного на коллективном осознании, покаянии и прощении.
Карабахский конфликт, кровное противостояние двух наций — это «Титаник” для всего Южного Кавказа. Миллионы людей не должны стать жертвами преступного безразличия собственных правительств. Тут необходимо коснуться вопросов коллективной вины и коллективной ответственности. Коллективной вины не бывает — вина бывает только персональной. Поэтому нельзя допустить, чтобы целые поколения стали заложниками, расплачиваясь за преступления отдельных лиц. А что такое коллективная историческая ответственность? Это стремление общества не повторить ошибки прошлого, исправить их и по мере возможности, предотвратить в будущем.
Наша Родина, Южный Кавказ заслуживает того, чтобы жить в мире и любви. Процедуру примирения в 21 веке предстоит инициировать и провести лучшим представителям настоящих армянских и азербайджанских элит. Элит, сумевших подняться на новый духовный уровень для того, чтобы разорвать порочный замкнутый круг взаимной вражды и ненависти. Элит, ощущающих как неразрывную кровную и духовную связь со своими народами, так и ответственность за их настоящее и будущее. Это необходимо сделать сегодня, во имя спасения от продолжающегося более двух десятилетий взаимного духовного геноцида и потенциальных новых кровавых трагедий.
Все мы, живые и мёртвые, принадлежим к единому духовному телу. Поминая мёртвых — помните о живых!
© Милана Горенштейн
Milanas.info
Комментариев нет