Пожар в Петропавловском соборе

Free_lun4 avatar   
Free_lun4

Сейчас нам трудно представить Петербург без его главного символа - шпиля Петропавловского собора, однако был в истории города такой период, когда почти 20 лет город просуществовал без главной доминанты и когда сам вид собора и колокольни мог кардинально измениться.

Пока высокий шпиль собора не имел громоотвода, он не раз страдал от грозовых разрядов, но самым катастрофическим был пожар в 1756 году. Вот как описывает пожар его свидетель Андрей Иванович Богданов: «И сего 1756 года апреля 30 дня в 1-м часу пополуночи, ударил гром в Петропавловскую колокольню, и от того учинился великий пожар, и в 3-м часу явился огнь наружу, который уже весьма разродился и виден стал быть всем, в чем знатно, что оного ко утушению преодолеть было невозможно.

Петропавловский собор совсем сгорел – колокольню пришлось разобрать почти до основания. Решение о восстановлении здания с колокольней последовало немедленно. Уже 2 мая комиссия архитекторов и мастеров разных специальностей осматривала «погорелую Петропавловскую церковь». В комиссию вошли: архитекторы М. Башмаков, А. Вист, Дж. Трезини, С. Чевакинский и другие. Комиссия установила, что каменные части здания надежны и что надо восстановить только уничтоженные огнем деревянные конструкции. При этом было высказано пожелание: «Во избежание повторения пожаров шпиль, крышу и купол нужно построить вновь, не употребляя нигде дерева», только из огнестойких материалов: железа и кирпича. Восстанавливать собор решено было в прежнем виде. С этой целью участникам экспертизы были выданы обмерные чертежи собора, еще несколько лет тому назад составленные И. Слядневым и его помощниками. Архитекторам было предложено разработать проекты и сметы «по прежнему фасаду и профилю», но с двумя вариантами конструкций – деревянными и огнестойкими. Лучшим был признан проект конторы Невского монастыря, которой и были поручены все восстановительные работы.

В 1762 году работы были приостановлены, а спустя два года Екатерина II распорядилась «для строения колокольни Петропавловской сочинить новый проект». В связи с этим 12 октября 1764 года были вновь созваны крупнейшие архитекторы Петербурга, им предложили заняться проектированием колокольни. В апреле 1765 года подали проекты С. Волков, В. Деламот, Ю. Фельтен и А. Ринальди, а через год – А. Вист, К. Кнобель и С. Чевакинский. В августе 1766 года все проекты были представлены на рассмотрение Екатерине II, решение которой было неожиданным: «Рассматривая чертежи Санкт-Петербургской Петропавловской колокольни, повелеваем делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы».

В основном постройка колокольни была завершена в 1775 году. Фигура летящего ангела на вершине шпиля была исполнена по образцу прежнего, по рисунку Д.Трезини. Но и этого ангела уничтожила стихия. 10 сентября 1777 года обрушившийся на город ураган погнул фигуру и отломил крылья, причём работы по воссозданию шпиля в этот момент ещё даже не были завершены. Проект нового ангела выполнил архитектор А. Ринальди. В отличие от предыдущих, "летящих" почти горизонтально, фигура ангела по рисунку Ринальди устремлена вверх, с перстом, указующим в небо. Осенью 1778 года позолоченный флюгер вновь воцарился на своем законном месте.

Из-за увеличенной при перестройке массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате чего образовались дополнительные помещения. Таким образом, в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на третьем ярусе колокольни появились дополнительные волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола и входного портика.

Таким образом, только благодаря Екатерине II Петропавловский собор в целом сохранил черты первоначального проекта Д.Трезини.

Powered by Froala Editor

Комментариев нет