Если значение одних петербургских топонимов вполне понятно и очевидно, то звучание, происхождение и смысл других порой способны поставить в тупик. Вот к примеру: на карте города располагается остров Декабристов, чье нынешнее название не нуждается в объяснениях.
Однако прежнее его название весьма причудливо. Вплоть до 1926 года остров звался Голодаем — не самое приятное имя! Стоит отметить, что первоначальной формой, зафиксированной в середине XVIII столетия, был Галладай — слово, довольно непривычное для русского уха.
По одной из версий, Галладай — обрусевшее иностранное слово (либо шведское «халауа» — «ива», либо английское «холидей» — «праздник»). По другой — название пошло от крестьян, строивших город при Петре Великом. Якобы те сильно голодали и, жалуясь на свою жизнь, припечатали место обитания таким прозвищем.
Существует и третья — как утверждают историки, наиболее вероятная — версия. В былые времена островом владел врач Томас Холидей, известный тем, что привил от оспы великих княжон Александру Павловну, Марию Павловну и Елену Павловну — дочерей Павла I и, соответственно, внучек Екатерины II. Холидей владел островом к северу от Васильевского — получается, тем самым, о котором мы и ведем речь. Фамилия медика дала название острову, с течением времени преобразившись в «Голодай».
Заметим, что вплоть до начала XX века остров был меньше: рядом с ним, отделенный протокой, находился остров Гоноропуло (тоже необычное название!). Потом протоку засыпали, и два острова слились в один. Гоноропуло получил свое название от фамилии помещиков, которым принадлежал.
Теперь же эти земли зовутся островом Декабристов. И неспроста: по предположениям краеведов, именно здесь были тайно похоронены пять казненных в 1826 году декабристов — Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Петр Каховский, Михаил Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьёв-Апостол. Точное место захоронения неизвестно; предположительно, оно могло располагаться на территории нынешнего морского завода «Алмаз» или же на исчезнувшем острове Гоноропуло (такую гипотезу отстаивал публицист и краевед Андрей Чернов в своей статье «Скорбный остров Гоноропуло», чье название мы вынесли в заголовок).
Комментариев нет