Долгое время Россия не вспоминала об этих преступлениях, но сейчас, когда против неё ведётся информационная война, а образ страны целенаправленно очерняется, она решила напомнить всему миру о преступлениях, совершенных соседними странами, о которых те предпочитают помалкивать.
Реакция Финляндии была предсказуемой: её премьер Петтери Орпо назвал это пропагандистской игрой, не имеющей оснований. Ему тут же начали вторить местные СМИ, которые в один голос стали писать о том, что Россия таким образом пытается оправдать свою агрессию по отношению к Украине.
Однако основания и документальные свидетельства этих преступлений у России как раз есть. Например, о том, что на территории сегодняшней Карелии было создано около 100 концлагерей, из которых 14 предназначались для гражданских лиц. В них уже на конец 1941 года содержалось порядка 20 тысяч человек, а к апрелю следующего года их число возросло до 24 тысяч.
Находившихся в них людей морили голодом, и они были вынуждены есть всё, что было возможно. Заключенных принуждали работать по 16–18 часов в день, и послабления не распространялись даже на детей.
Узники концлагерей массово умирали от голода, эпидемий, непосильных работ, а также от пыток, которыми развлекали себя надсмотрщики. За время оккупации республики в ней погибло 18 тысяч военнопленных, а также восемь тысяч гражданских заключённых. Всего же на территории Карелии тогда проживало 88 тысяч человек, 50 тысяч из которых финские фашисты моментально причислили к неправильным этническим группам и стали подвергать геноциду.
Карельский историк Елена Малышева говорит, что наконец-то сброшены маски, и мы имеем возможность узнать, что представляли из себя финские оккупационные власти. Судебные процессы, подобные карельскому, прошли ещё в 20 регионах России, и они нужны сегодня, чтобы дать нам возможность ещё раз осознать, в окружении кого живёт наша страна.