Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский в ходе саммита “Крымской платформы”.
На прошлой неделе в Киеве прошел первый саммит “Крымской платформы”. Мероприятие проведено по инициативе Украины. В нем приняли участие 43 представителя.
Главным итогом саммита стала совместная декларация, призывающая восстановить территориальную целосность Украины, вернув ей Крымский полуостров. Делегаты заявили о том, что “России не удастся легитимизировать временную оккупацию Крыма и Севастополя”.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что “вопрос Крыма не закрыт”. В России сделали диаметрально противоположное заявление. Кремль своих представителей на мероприятие не направил, легитимность саммита и его итоги не признал. Позиция России неизменная: вопрос принадлежности Крыма закрыт и не подлежит обсуждению.
Какая же из двух версий более близка к реальности?
По итогам саммита Верховная Рада подготовила проект постановления об обращении к международным партнерам Украины с призывом к Евросоюзу, НАТО, ПАСЕ и ОБСЕ объединить усилия по противодействию России и совместной наработки механизмов для деоккупации Крыма.
Главным результатом “Крымской платформы” должно стать международное объединение вокруг украинского видения проблемы принадлежности полуострова. И не только на словах. Результаты появятся только в том случае, если сложится единый фронт, который готов не на словах, а на деле добиваться деоккупации Крыма.
Известно, что большинство всегда придерживается мнения сильных. Поэтому в первую очередь необходимо смотреть на реакцию США, Великобритании, Франции и Германии. Ангела Меркель и Эммануэль Макрон обозначили свои приоритеты, предпочтя участие в газовых переговорах саммиту. От Америки как раз прибыл представитель энергетического сектора – министр энергетики Дженнифер Гренхолм. Что подтверждает заинтересованность США в энергетическом аспекте саммита более, чем в принадлежности Крыма.
Кроме того, отсутствие на саммите двух, наверное, самых влиятельных политиков Европы, может подавать сигнал остальным о том, что присутствие необязательное и мероприятие не имеет большой значимости и предполагает обен ничего не обязывающими декларациями. Косвенно это подтверждает и слабая освещаемость события в международных СМИ.
Касаемо практических действий. Прибалтийские государства наверняка сдержат обещания и инициируют введение новых санкций в отношении России. Большинство же участников скорее всего серьезно отнесутся к предупреждениям российского руководства о недружественном характере “Крымской платформы” и возможных негативных последствиях для участников.
Стоит отметить, что, в отличие от конфликта на Донбассе, вопрос Крыма не является часто поднимаемым в повестке мировой дипломатии.
Политическая ситуация показывает, что, несмотря на почти семь лет санкций, Кремль не намерен отказываться от полуострова и твердо настаивает на результатах референдума 2014 года о вхождении Крыма в состав России. И отдавать его Украине не собирается. А ввязываться в открытое вооруженное противостояние с Россией ни США, ни НАТО ради Украины не станут.
По итогам саммита представители Росии вновь заявили: “Вопрос Крыма закрыт”. И противопоставить этому пока к сожалению нечего. Только слова. И то, не сильных мира сего.