Абай и проблемы патриотизма

Layla avatar   
Layla

Абай Кунанбаев – казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещённого Ислама.

25 лет назад я участвовала в конференции в КазНУ имени аль-Фараби (Алматы) по празднованию 150-летия со дня рождения Абая и опубликовала в сборнике свою статью. 

Когда прикасаешься к гениальному поэту, изучая его произведения, тогда понимаешь, что и твой анализ,  и размышления о поэзии Абая актуальны и сейчас.


Великие поэты велики потому, что они не только поэты, но и философы. И это позволяет им оценить прошлое и настоящее, и в чем-то оценить будущее. И отсюда возникает ощущение, что они обгоняют эпоху, отсюда их страдания, которые во многом связаны с отсутствием взаимопонимания с людьми, а затем о них говорят: «Ушел талант, погиб поэт, потеряли великого мыслителя…».

Талант часто не признан, часто одинок, нередко вместо поддержки находит вражду, зависть, зло.


Одинок – вот правда моя.


Те же мысли в стихотворении.


Измучен, обманут я всеми вокруг.

Меня предавали и недруг, и друг.

Средь близких и дальних почти не найти,

Кто б не был причиною горестных мук.


Личное участие поэта в истории, настоящем и в будущем описано:


Разве можешь ты быть спокоен душой,

Если горки не в силах взять небольшой?

Разве можешь ты быть доволен собой?

Если кто-либо верный укажет путь,

Ты его клеймишь неразумной хулой.


Вершина творчества Абая – это «странная любовь» к своему народу, родине, это мучительные размышления о жизни, о происходящем вокруг, о том, как помочь своему краю и соотечественникам.

Раздумья поэта: бедные и богатые, властелины и плебеи, родина и народ, свой народ и другие народы, народ и личность.

Мучения поэта: раздоры между родичами, невежество, духовная опустошенность, беспросветная нищета.

Надежда поэта: будущее поколение, будущее время, новая казахская степь.

«Странная любовь» к родине, истинный патриотизм показан в горькой правде стихотворения «О казахи мои! Мой бедный народ».

Мучимый болью за свой народ, неграмотный, скорбный, отсталый, он критиковал обманчивый лик: «ни единства, ни чести, везде разлад».

В «Слове девятом» Абай задал себе вопрос «Люблю я казахов или не люблю?» и отвечал «В молодые годы… любил казахов всей душой, верил в них», но сейчас в груди у него пустота, и утешился он надеждой на предстоящее.

Написать такие строки мог лишь истинной души человек, страдавший от боли за положение своего народа и веривший в светлое будущее казахской нации.

Коварство, сплетни, измену, завистливую болтовню – презирал поэт. С тревогой он пел:


Что творится в нашей стране,

Расскажу Вам, внемлите мне.


В другом стихотворении:


Разрознен мой родной народ

Расколот, разобщен,

Мне жить спокойно не дает

Вражда со всех сторон.


Смелая национальная самокритика впечатляет всех и заставляет задуматься сегодняшним «пророкам национальной идеи» об их уходе от творчества великого мыслителя, философа, поэта казахской земли.

Читая Абая, проникаешь его болью за свой народ, за прошлый век. И поразительно точно видишь параллели. Пороки людей остались теми же, что и много лет назад. И в разных условиях: феодальном прошлом, недалекой от нас социалистической жизни, в демократическом настоящем и, возможно, в капиталистическом будущем, нравственное, эстетическое, национальное, остается общим. И жизнь общества зависит от справедливости, ума, добра.

Межродовые распри второй половине XIX века мешали общенациональным интересам казахского народа, «где нет единства, не может быть нормальной жизни», - указывал Абай. Он отмечал, что царские реформы по управлению казахской степи способствовали ликвидации разобщенности Казахстана, хотя борьба за власть приобретала все новые черты.

«Кто дал Сократу яд, кто сжег Жанну д’Арк, кто распял Христа и заставил Мухаммеда прятаться от преследований в трупе верблюда? Толпа. Значит, толпа не просвещена, умей править ею».

Причину этого и трудностей жизни в казахской степи Абай усматривал в отсутствии сильной централизованной власти и в необразованности народа.

Исследователь Б. Габдуллин отмечал: «Абай выдвигает идею сильной просвещенной личности в условиях феодальной раздробленности как объединяющее, сплачивающее начало, ведущее народ к единению и созданию централизованного государства, развитию культуры и образования».

Абай увидел на практике, что включение Казахстана в Российскую империю позволяло не только сохранить национальные особенности, но и выйти за пределы национальной ограниченности. И для него на первый план выдвигалась задача включения в действие второй задачи развития нации: сближение с другими народами, заимствование самого передового от других, чтобы с помощью этого поднять культуру своего народа и выйти на тропу мировой цивилизации. Именно с этих позиций он критиковал себя и свой народ. Именно в этом суть слов-назиданий о дружбе, товариществе, почтительном отношении к культуре, языку, традициям других народов.

В этом суть слов 2, 25, 34, 38; об этом стихотворения и размышления поэта:


«На дружбу дружбой отвечай…»,

«И знайте: лишь в дружбе казахский народ

Свободу и правду свою обретет…»,

«Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат

Да будет дружба искренней и честной

И все дурные чувства замолчат».


Абай призывал молодежь перенимать русскую культуру, учиться ремеслу у русских и других передовых народов. Имея друзей среди прогрессивных представителей различных народов, отдавай своих детей на учебу в русские школы, Абай показывал в этом личный пример.

У Абая есть мудрое изречение:


Не будь сыном своего народа,

А будь сыном Человечества.


Знакомясь с творчеством Абая, можно назвать великого поэта своего народа – гражданином Планеты. Его наследие впитало в себя казахское народное творчество, литературу Востока и Запада. Вершины поэзии Абая пропитаны глубокими историческими корнями.

Признавая тяжкую судьбу своего народа, страдая от многих пороков общества, и, изобличая все недостатки жизни в степи, Абай не исполняет ежедневный заказ эпохи. Он – патриот Земли. Он верит в будущее. Он – с нами.

 Вестник КазГУ. Филологическая серия. Сборник посвящен 150-летию Абая Кунанбаева.  - Алматы: КазГУ, 1995, №3. - 167 с. /140-142/


#Абай#175лет#АхметоваЛ.С.


Powered by Froala Editor

Комментариев нет