​ДОНБАСС: ВЛАСТЬ ГОТОВИТСЯ К ШТУРМУ–2

zagulska avatar   
zagulska

ДОНБАСС: ВЛАСТЬ ГОТОВИТСЯ К ШТУРМУ–2

Продолжение

Ольга Загульская

Доверие партнеров – на службу насилию

Власть тоже не сдается. Того же 10 августа Петр Порошенко поручил министру иностранных дел Павлу Климкину провести срочные консультации на уровне МИД стран Нормандской четверки по развитию ситуации на Донбассе. В телефонном разговоре с коллегами из Германии и Франции Франком-Вальтером Штайнмаером и Лораном Фабиусом Климкин, естественно, обвинил в обострении ситуации «поддерживаемых Россией боевиков». Они, мол, устраивают провокации с целью торпедировать переговорный процесс, направленный на отведение вооружений калибром меньше 100 мм и деэскалации ситуации вокруг Широкино.

Главы внешнеполитических ведомств этих стран, как и раньше, сказанное Климкиным приняли на веру и высказали готовность уже в ближайшее время инициировать консультации с РФ, дабы упредить негативное развитие ситуации. Было договорено, что по результатам контактов официального Берлина и Парижа с Москвой будут одобрены решения касательно возможных дальнейших шагов в нормандском формате, в частности, проведение телефонных конференций или личных встреч представителей четырех стран.

Навязав германскому и французскому коллегам свою версию событий и алгоритм реагирования на них, Климкин в тот же день позвонил главе МИД РФ Сергею Лаврову. Посетовав на «боевиков», срывающих перемирие, он призвал РФ принять все возможные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию напряжения.

Что интересно, в подаче этой новости на официальном сайте МИД инициативы по отведению вооружений калибром меньше 100 мм и деэскалации ситуации вокруг Широкино приписаны Украине, в то время как они поступили от непризнанных республик. Более того, Киев сорвал подписание соответствующего соглашения и не вывел своих военных из Широкино, тогда как вооруженные формирования ДНР оттуда уже давно ушли.

И было бы странно, если бы в этой цепи событий, не проявили бы себя Соединенные Штаты. «Россия и сепаратисты, которых она поддерживает, не могут одновременно говорить о мире и воевать», – заявил на брифинге представитель госдепа Джон Кирби. А 11 августа в Федеральном вестнике правительства США был опубликован полный список физических и юридических лиц, которые попали под расширенные секторальные санкции против России, т. е. санкции были введены в действие.

О том, что последнее обострение ситуации на Донбассе – это сознательная операция российской стороны и ее подопечных с Луганска и Донецка с целью сорвать Минские соглашения от Климкина 12 августа на общем брифинге услышал и Владимир Макей – глава МИД страны, где проходит переговорный процесс.

Такая же версия событий была донесена до ЕС, на что он отреагировал заявлением пресс-центра Европейской службы внешнеполитической деятельности.

13 августа президент подписал указ о введение в действие решения СНБО от 20 июля «О безотлагательных мерах по нейтрализации угроз государственной безопасности», судя по комментариям властей, предполагающий введение военного положения.

В то же день к процессу нагнетания страстей подключился госсекретарь США Джон Керри. В ходе телефонного разговора с Сергеем Лавровым он высказал серьезную обеспокоенность в связи с резким увеличением нападений сепаратистов в Восточной Украине, и призвал к немедленному прекращению огня и полному выполнению Минских соглашений.

16 августа был применен давно облюбованный прием – обстрел населенного пункта, а именно Сартаны, который находится под украинским контролем. Но убедить местных жителей в вероломной атаке «боевиков» не удалось. Они высчитали время между пуском снарядов и их прилетом, и оно не соответствовало расстоянию, на котором находятся силы ДНР.

Вечером того же дня в ходе экстренного брифинга представитель министерства обороны ДНР Эдуард Басурин объявил, что по данным разведки, группировка украинских силовиков приведена в повышенную боевую готовность.

В ночь на 17 августа был осуществлен самый мощный после подписания документов по «Минску–2» обстрел территории республики. Глава делегации ДНР в Контактной группе Денис Пушилин даже призвал лидеров нормандского формата незамедлительно вмешаться, предупредив, что в противном случае ситуация будет доведена до полноценных боевых действий.

«Ситуация на Востоке Украины – взрывоопасна…. Мы можем в любое время оказаться в новой спирали военной эскалации», – правильно оценил обстановку глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаер.

Украина привлекла внимание к очередному витку напряжения заявлением МИД. Внешнеполитическое ведомство традиционно призвало РФ принять неотложные меры, чтобы прекратить насилие и заявило о намерении предпринять дополнительные меры для информирования мирового сообщества по этому поводу и рассмотрения этого вопроса в соответствующих международных форматах.

Отголоски от этого бряцания оружием, как и было запланировано, долетели до ООН. Генсек организации Пан Ги Мун призвал все стороны конфликта предпринять срочные меры для деэскалации ситуации и предотвращения насилия, которое ведет к гибели людей, человеческим страданиям и разрушений инфраструктуры, а также негативно влияет на стабильность в регионе.

Отреагировали и Соединенные Штаты. Представитель госдепа Джон Кирби высказал обеспокоенность «атаками комбинированных российских и сепаратистских сил» и пригрозил России «еще большей ценой», если из-под контроля власти уйдут новые территории.

18 августа стало известно, что по инициативе Петра Порошенко 24 августа в Берлине состоится его встреча с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом.

Во вступительной части анонса саммита, размещенного на президентском сайте, говорится об ухудшении безопасности в регионе вследствие российской агрессии в Украине, о целеустремленных шагах Украины с целью выполнения Минских договоренностей во всех измерениях – политическом, безопасности, гуманитарном и социально-экономическом, о сознательных попытках российской стороны торпедировать мирный процесс.

Президент, соответственно, собирается проинформировать своих коллег о ситуации в регионе и представить предложения с целью недопущения негативного развития событий на Донбассе.

Какие аспекты ситуации в регионе Порошенко собирается поднимать в ходе встречи, он уже сказал: «Нас не удовлетворяет невыполнение ключевых пунктов тех обязательств, которые взяла на себя российская сторона – это отведение крупнокалиберной артиллерии и тяжелой техники».

Можно не сомневаться, что в качестве выхода из ситуации будет предложена миротворческая операция, причем не только для обеспечения режима тишины.

Следует обратить внимание, что в последнее время власть педалирует тему местных выборов на «оккупированной» части Донбасса. Ведь необходимость их проведения отмечают и в Германии, и во Франции. Киев, соответственно, будет напирать на то, что без миротворцев выборы по украинскому законодательству не могут состояться в принципе. К ним, мол, не будут иметь доступа все желающие украинские партии, для их организации и проведения не могут быть задействованы легитимные органы власти, не говоря уже о том, что надлежащим образом не будет обеспечена безопасность.

16 августа в поддержку миротворческой миссии было проведено еще одно мероприятие. Во время встречи в швейцарском Невшателе главы МИД «немецкоязычной четверки» – Австрии, Германии, Лихтенштейна и Швейцарии, обсуждая в т. ч. конфликт в Украине, пришли к выводу, что наблюдатели ОБСЕ недостаточно эффективно выполняют возложенную на них функцию по контролю режима прекращения огня. В итоге была принята декларация о намерении усилить дееспособность организации, разрешив ей проведение миротворческих миссий с военными элементами.

И если Меркель и Олланд поддержат планы Киева, то руководство Евросоюза, с которым Порошенко имеет намерение встретиться после Берлина, возражать против этой идеи вряд ли уже будет.

Начало обнуления Нормандского формата

А по большому счету, украино-германо-французская встреча на высшем уровне – первый шаг к упразднению Киевом переговорного формата в виде Нормандской четверки. Как и в случае с ОБСЕ, он не устраивает власть участием России.

В отсутствие представителей РФ можно говорить, что только заблагорассудится, ссылаться на разведданные, в т. ч. американские, в подтверждение предоставленной информации что-то демонстрировать (кто ж будет проверять?), полностью игнорировать фактор восставшего Донбасса и, соответственно, представлять конфликт как российско-украинский, как это происходит на площадке Евросоюза. Россия, не имея возможности, представить свои аргументы, получает порицание за порицанием, санкции за санкциями.

Украинская власть ожидает, что берлинская встреча завершится трансформацией Нормандской четверки в тройственный союз Германии, Франции и Украины против России, выработкой консолидированного пакета заданий и распоряжений для Москвы, а также механизмов наказания в случае их невыполнения. Таким образом, для украинской власти исчезнет главное неудобство Минских договоренностей – статус стороны конфликта и обязанность что-то делать для его разрешения.

Петр Порошенко не скрывает подобного рода намерений. «Ключевой задачей украинской власти является формирование мощного международного сообщества как единой коалиции, которая должна остановить агрессора. Это касается как четко скоординированных действий относительно противодействию агрессии на Востоке страны, так и четко скоординированных шагов по непризнанию аннексии Крыма», – объяснил он цель своего визита в столицу Германии.

В Киеве также надеются, что первые лица Германии и Франции публично одобрят изменения в Конституцию, внесенные без участия представителей республик и без учета сути Минских договоренностей. Этот пункт Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г. будет считаться выполненным и соответствующая рабочая группа будет распущена за ненадобностью.

Вопрос актуализировался в связи с тем, что Россия подготовила объемную аналитическую записку по поводу соответствия действий Киева взятым в Минске обязательствам и передала ее государствам-гарантам Минских соглашений для дальнейшего обсуждения в рамках Нормандского процесса.

Дабы президентские конституционные новации не стали предметом разбирательств и критики на уровне глав МИД, а тем более на высшем уровне, министру иностранных дел ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмаеру было предложено организовать обсуждение хода конституционной реформы на уровне юридических экспертов, что он и сделал. Какова настоящая цель этого собрания, было озвучено на сайте украинского МИДа – растолковать российским представителям, что принятые Верховной Радой предложения президента Порошенко об изменении в Конституцию, соответствуют Минским договоренностям.

Прошедшую 20 августа «конституционную» встречу Нормандской четверки российская сторона оценила как конструктивную. Но все дело в том, что россиян не будет, когда результаты дискуссии будут докладываться Олланду и Меркель. Для того и был избран экспертный уровень обсуждения вопроса, чтобы никто из его участников не мог присутствовать во время встречи в верхах.

Не трудно было догадаться, что по этому поводу президент Порошенко собирается сказать в Берлине: Москве разъяснили, что ее претензии беспочвенны, все остальные эксперты сошлись в том, что обновление украинского Основного закона четко следует духу и букве Минских соглашений, и вообще характер законотворчества – это прерогатива украинского государства.

Украинский МИД эти предположения уже подтвердил. Он официально заявил, что немецкие и французские эксперты поддержали украинскую позицию.

Четвертый участник этого обсуждения – Россия в лице внешнеполитического ведомства выразила недоумение такой интерпретацией итогов встречи. Заявлено, что с российской стороны на конкретных примерах было продемонстрировано, что практические действия Киева, как в отношении конституционной реформы, так и местных выборов в Донбассе не соответствуют «духу и букве» Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Прежде всего, это касается упорного отказа украинских властей от прямого диалога по этим вопросам с представителями Донецка и Луганска, что делает невозможным реализацию политических положений Минских договоренностей.

Но услышат ли это заявление Олланд и Меркель, доведут ли его к их сведению?

Тут надо вспомнить, что после голосования постановления о направлении законопроекта о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти в Конституционный Суд, главы МИД Германии и Франции поприветствовали этот шаг и оценили его как значительный вклад в выполнение Минских договоренностей. Притом что конституционные предложения Порошенко идут с этими соглашениями вразрез и сам он всегда говорит, что никакого особого статуса у Донбасса не будет, а установленное минским процессом перемирие используется только для одной цели – наращивания военной мощи. Т. е. некая форма официального одобрения Берлином и Парижем не отвечающих «Минску–2» конституционных правок уже состоялась. Осталось узаконить это согласие на уровне лидеров государств.

И если украинская власть имеет возможность добиться того, чтобы несоответствующие действительности, но нужные ей месседжи озвучивали министры иностранных дел Германии и Франции (Франк-Вальтер Штайнмаер в это время был на Кубе), то, наверное, то же самое она в состоянии проделать и в отношении Олланда и Меркель. Им также можно внушить, что внесенные в Конституцию Украины изменения полностью отражают идеологию Минских договоренностей.

Продолжение следует…
Комментариев нет