Нине можно быть благодарным, поскольку наши споры приводят меня к тому, что и я лишний раз позволяю себе в деталях разобрать рассматриваемый нами предмет. В последний раз мы поспорили с ней о духе, и поскольку этот предмет является интересным и актуальным в наши дни, то в этой статье хочу раскрыть его суть.
Мы не будем рассматривать дух как предмет религиозного сознания, а уж тем более как предмет мифологического представления. Хотя мифологическое представление о вожде племени как о великом колдуне и составляет ценность для изучения такого явления как должнаядуховность. Однако мы опускаем здесь подробности первобытных отношений и коснёмся их лишь косвенно, как относящиеся к роду – первому явлению данного всеобщего природой. Опускаем мы также и необходимую духовность религиозного сознания, воплотившуюся уже в боге, и таковая, тоже представляет собой ценность, поскольку дало определение внешнего всеобщего, каковым и является бог. Если колдун (вождь) нуждается лишь в абстрактных атрибутах власти, таких как шкура, убитого им зверя, а затем доспехов и его оружия, которые оставались принадлежать ему и после смерти, то царь нуждается в боге. Атрибутами царя уже являются абсолютные предписания, которыми ведают, для этого, выделенная каста жрецов. Абстрактная власть колдуна (вождя) распространялась лишь на его племя. Абсолютная власть царя распространяется и на другие племена, а для этого как раз и необходимо единобожие. Абсолютная власть поддерживается жрецами, атрибуты власти не предаются уже земле, а наследуются, чем выполняется бесконечная воля бога.
Итак, мы видим, что пришедшие во взаимоотношения племена становились нациями под властью абсолютизма, однако внутренняя жизнь народов оставалась такой же первобытной, замкнутой на роде. С образованием наций, мы конечно наблюдаем и эпоху просвещения, буржуазные революции, но и эти не могут разорвать порочный круг культуры первобытного рода. Но уже при буржуазном строе окончательно сформировалось философское мировоззрение, уже провозглашена духовная свобода для человека, его мир это внутренне всеобщее, таким образом, перед человеком раскрываются возможности мысли, воплощение которой предстают перед нами в творческом труде, искусстве, науке.
Каков же механизм этого внутреннего экскурса, который свойственен человеку, его свободе? – Ответить на этот вопрос как раз, и позволяет учение о духе, изложенное Гегелем в его работе «Философия духа». Учение о духе начинается с учения о природе, с её абстрактных и абсолютных понятий. Так, то, что мы знаем о геологической природе, растительной природе – относится к абстрактному понятию. Таковые лишь внешним образом существуют относительно света и не имеют ощущения. Ощущение является внутренним процессом, который символизирует собой абсолютное понятие, свойственное животному организму. Это ощущение представляет собой первую идеальность, которая выражается в наличии полов. Абстрактное (единичное) движение в растении перешло в абсолютное движение в животном. Но и это абсолютное движение является в животном лишь относительным, поскольку в обратном движении абсолютного в абстрактное единство, оно выполняется единичным (чувственным) образом. Такое относительное движение приводит лишь к существованию рода, где индивидуальности в половом отборе лишь существуют и умирают и предоставляют жить только роду, который они видят лишь в своих глазах, ощущениях только в противоположном полу. Обо всех особенностях геологической природы, растительной природы, животного организма можно познакомиться в книге Гегеля «Философия природы». Как я понимаю, ты знакома с приведёнными мной книгами, тем более я буду краток в изложении моего понимания духа.
Философское мировоззрение, от животного ощущения, рода, внешней необходимости переходит к внутренней свободе духа, которая выражается определением существования «я». Выражение своего существования в образе «я» и есть тот абсолютный переход к абстрактному, уже не через относительную (единичную) идею, впадающую в прехождение, а представляет собой идею перехода абсолютной (внутренней) всеобщности, в абстрактную (внешнюю) всеобщность, что и выражается в моменте возникновения.
Если тебе кажется это абсурдным, что дух находит в отношении всеобщих моментов себя и своё выражение в мышлении, то напоследок, я предлагаю тебе обратиться к всемирной истории. Возьмём того же Ленина, ведь с одной стороны (относительной), его создавала своя эпоха, но и он сам создал свою эпоху и в этом сила духа низвергать одну эпоху, которая находится в прехождении (буржуазную) и давать возможность возникновению другой эпохи, которую мы именуем коммунистической. А коммунистическая эпоха, провозгласившая свободу духа, обязательно пожнёт свои плоды.
Комментариев нет