Эссе В.И. Ленин «Три источника и три составных части марксизма», «Карл Маркс».

orbitaimpuls avatar   
orbitaimpuls

Первая работа «Три источника и три составных части марксизма» была опубликована в 1913 году, во времена нападок на марксизм со стороны буржуазной науки, которая не отличалась беспристрастием. Ленин же встал на защиту марксистской мысли, которая только и могла рассматриваться, как прямое и непосредственное развёртывание учений величайших представителей философии, политической экономии и социализма всего мира.

Так три источника и вместе с тем, три составных части марксизма представляют собой, 1) немецкуюфилософию, 2) французский социализм 3) английскую политическую экономию.

При чтении этой работы сразу нахожу трудность в том, что, когда Ленин вроде бы начал писать о философии, но начал с французов, хотя именно «Наука логики» немца Гегеля, как раз и представляет интерес, как изложение диалектики, понятий – как высшей формы мышления и движения материи, что и является одним из источников марксизма.

То, что Ленин находит в физических открытиях подтверждение категории понятия, так само это понятие, в общем-то, не нуждается в сторонних чувственных обобщениях. Понятие это категория вещи в себе и для себя и если бы не было так, то споры про истину так и не остались сегодня законченными. К тому же открытия физических явлений спустя 100 лет дают другую пищу для понимания окружающего нас мира, давно уже не оперирующими словами как «неизбежное падение», чего мы не найдём и в «Науке логики», но чего предостаточно в книгах формальной логики и попов. Та же самая квантовая механика куда более диалектична, да и открытия в области работы мозга уже дают более обильную пищу для применения диалектики, поскольку логика движения материи тоже представляет собой диалектику, без которой в мире современной науки будет невозможно разобраться.

Дальше в работе Ленина идёт изложение классовой борьбы, которую как раз и открыли французы, ещё до Маркса, и которая является другим источником марксизма. И заслуга Маркса в том, что он это явление рассмотрел, в сущности, и открыл такое понятие как исторический материализм, которому присуще содержание диктатуры пролетариата, способ производства, и вытекающие отсюда те ответы на вопросы, которые уже стояли во времена разложения наций. Что рабочий класс является той материальной, если хотите, духовной силой, которая в планетарном масштабе и может объединить людей и, по крайней мере, покончить с войнами, а в лучшем случае обеспечить полное благосостояние и всесторонне развитие всех. Но для этого должна быть революционная воля рабочего класса всего мира, поскольку передел мира, возбуждаемый буржуазией и оперирующий к нациям, так и будет продолжаться до бесславного конца человечества.

Третьим источником марксизма является экономическое учение Маркса. Открытие им прибавочной стоимости; открытие им такого товара как рабочая сила, окончательно сформировали эпоху и дали знания о тех заблуждениях в социальной экономике, которые приводят и поныне к краху сообщества всего мира, кроме жалкой кучки крупных монополистов. И снова мы видим в выводах Маркса, что именно пролетариат, как продавец рабочей силы и создатель прибавочной стоимости исторически обречен, взять власть в свои руки и стать гегемоном в борьбе за мир и полное благосостояние, и свободное развитие народов. О чём писал и воплотил в жизнь Ленин в форме Советов и 3 Интернационала.

Вторая работа Ленина «Карл Маркс» была опубликована в 1914 году и являлась статьёй для энциклопедического словаря, что говорит о том, что марксизм, не смотря на все нападки, всё же находил себе сторонников и получал дальнейшее распространение. Видно, что в основу этой работы легла первая работа описанная мной выше, но более развёрнутая. На основных моментах я остановился, поэтому возвращаться к ним не буду. Мне как автору этого эссе хочется подчеркнуть лишь один момент, связанный с тем, какой эффект произвёл на гегельянца Маркса знакомство с немецким формальным материализмом в лице Фейербаха. Одно дело, когда с тебя спадают религиозные шоры, правда, когда тебе их одевают снова в виде святого семейства, думаю, это ещё не тот толчок нужен был для Маркса, чтобы встать на сторону диалектического материализма. Несомненно, что здесь должно быть другое – знакомство с классовой борьбой во Франции, что и было сделано Марксом, и как вывод было открыто и учение, понятие о государстве как аппарате подавления одного класса другим. А дальнейшие занятия Марксом экономической наукой создали то основание нового рабочего учения, наука которого – теория, если её применять искусно, по-лененски, и есть то основание, чтобы изменить мир в лучшую сторону, устранив классовый антагонизм.
Комментариев нет