Г.Гегель. «Наука логики»: «Учение о понятии»

orbitaimpuls avatar   
orbitaimpuls

Здравствуйте Михаил Васильевич. С удовольствием просмотрел семинар за 18.03.15. Занятия на 2 отделении КУ заставляют шевелить мозгами и открывать новые познания в области науки диалектики.
Так я сам попытался ответить себе на вопрос что такое граница? Если конечное имеет два момента, это долженствование и предел. То я подумал, что и граница должна иметь два момента. Так я нашёл, что если граница существует непосредственно, то она разделяет, если граница существенно положенная, то она объединяет; таково состояние естественной границы в единстве её содержания.
Граница как конечное, по сути, имеет два момента: 1) непосредственное, как долженствование; 2) положенное, как предел.
Изучение третьего тома "Науки логики", "Учения о понятии", у меня потихоньку продвигается, сейчас приступил к изучению 3 главы "Умозаключение". Поэтому последнее, о чём Вы говорили на семинаре, касаемо переходов от субъективного к объективному, если только участники семинара говорили об этом, мне показалось, была лишена умозаключения.
Я сегодня как раз закончил читать на этом месте, привожу цитату:
"Так как это умозаключение определяет крайние члены понятия равным образом как тотальности, то умозаключение достигло соответствия между своим понятием, или средним членом, и своим наличным бытием, или крайними различиями, - достигло своей истины и тем самым перешло из субъективности в объективность".
Суть перехода от субъективного к объективному Гегель глубоко раскрыл во 2 главе "Суждение", 3 тома. Субъект, будучи единичным, имеет предикат - всеобщее. И только когда всеобщее становится особенным - единичным, тогда субъект есть особенное всеобщее, в котором есть вид и род; род есть как раз объективное, а вид субъективное.
На прошедшем семинаре рассматривались социальные процессы с точки зрения объективного и субъективного. Насколько я понял, Маркс писал об объективном социальном процессе, это составляет род деятельности человека - его способ производства; коммунистический вид деятельности это субъективный способ производства, о котором он писал задолго до его появления и развития и о котором мы и сегодня говорим, находя основания развитию коммунистического движения.
Хотелось бы, чтобы на занятиях КУ больше уделили внимания переходу от субъективного к объективному; как понимают его очники 2 отделения КУ?
Комментариев нет