Каждый должен знать цель суры аль-Фатиха

PlatonS avatar   
PlatonS

У каждой суры есть своя цель и резюме. Аллах ﷻ дал человеку عَقْلٌ ‘акыль (разум) и этим он отличается от животных, поэтому человек является мукялляф مُكَلَّفٌ, то есть, ответственный; человек, который отвечает за свои поступки перед Аллахом, так как у него есть разум, и поэтому Аллах берет расчет с человека. И так как у человека есть разум, то перед ним возникают три важных вопроса, то есть, у каждого разумного человека должны возникать три вопроса: 

1. Кто создал человека?

Если у человека есть разум, то он заставляет его задать себе такой вопрос – кто является его Создателем?

2. Для чего создан человек, какова цель его жизни?

3. Как достичь эту цель?

Люди делятся на два вида:

  • К первому виду относятся те люди, которые не задумываются над этими вопросами. Это люди, которые не используют свой разум или же эти вопросы не интересны их разуму. Подсознание задает им эти вопросы, но шайтан старается, чтобы человек не думал об этом. Эти люди подобны животным и даже хуже них.

Сура аль Фуркъан (Различение) 25:44:

«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути».

/Амтахсабу/ - неужели ты думаешь, /анна аксарохум ясма’уна/ - что большинство из них слушают, /ав йа’кылюн/ - или понимают (от слова /‘акыль/ – разум), /ин хум илля кяль ан’ам/ - нет, эти люди не слушают пророков, не слушают Ислам и не используют свой разум, они как животные, как скот, /баль хум адоллю сабииля/ - они даже хуже чем животные. Аллах говорит, что эти люди заблудились больше, чем животные, они даже не думают, для чего они созданы. То есть, это те люди, которые не знают своего Создателя, своего Господа, они не знают Его права. 

  • Ко второму виду людей относятся те, которые не являются животными, они являются людьми, они настоящие люди, потому что они задаются вопросами – кто их создал и для чего. 

С этими тремя вопросами приходили пророки и Небесные Книги и подробно объясняли их нам.


Первый вопрос. Кто создал человека?

Пророки подробно объяснили, что Создателем человека является Аллах. Аллах является Хъалик خَالِقٌ (Творец), Рабб رَبٌّ (Господь). Поэтому первое и самое важное задание для человека это познать своего Господа, своего Создателя. Необходимо, чтобы человек познал своего Создателя и признал Его рубубийю رُبُوبِيَّةٌ, Его Господство.

Второй вопрос. Для чего создан человек?

Когда человек познал своего Господа, понял, что его Создателем является Аллах, возникает второй вопрос – для чего Аллах создал человека, что является целью жизни? 

Пророки عليهم السلام подробно объяснили, что цель жизни человека является поклонение только одному Аллаху. Аллах ﷻ создал человека только для того, чтобы он поклонялся Аллаху и не придавал Ему сотоварищей, чтобы он не совершал /ширк/ شِرْكٌ (делать сотоварища с Аллахом) и не делал /шарик/ شَرِكَ (соучастник, сотоварищ). И это права Аллаха над человеком, и когда человек выполнит права своего Создателя, то Аллах будет доволен им, это и есть цель жизни человека. 

Третий вопрос. Как достичь эту цель?

Когда человек понял, что его Создателем является Аллах, и Он создал человека только для поклонения Ему одному, чтобы получить довольство Аллаха, то возникает следующий вопрос – как поклоняться и как получить довольство Аллаха, существует ли какой-то определенный метод или же можно поклоняться, как хочет человек?

Пророки عليهم السلام пришли и объяснили, что есть определенный метод поклонения, не каждый метод является достоверным, не каждая дорога ведет к Аллаху. Для этого Аллах и послал нам пророков, чтобы они объяснили нам, как поклоняться Аллаху. Есть стандартный путь, стандартный метод, как поклоняться Аллаху и только придерживаясь этого пути, мы сможем получить довольство Аллаха. Этот путь, этот метод называется Сунна (метод пророка ﷺ). И когда поклонение будет по методу пророка ﷺ, то только тогда Аллах принимает такое поклонение. 

Эти три вопроса являются резюме всех Небесных Книг, для разъяснения эти трех основных вопросов Аллах послал пророков. Эти три вопроса являются резюме суры аль-Фатиха и поэтому эта сура резюме всех Небесных Книг. Получается, если человек поймет суру аль-Фатиха, то он поймет все Небесные Книги, смысл всех небесных книг, и это является целью суры аль-Фатиха.

Первый вопрос был такой – кто является Создателем, кто создал человека? Сурату-ль-Фатиха отвечает:

«С помощью Аллаха, Обладателя обширной милостью, Обладателя вечной милостью».

«Хвала Аллаху, Господу миров».

«Обладателю обширной милостью, Обладателю вечной милостью».

«Хозяину Дня Воздаяния».

В этих аятах Аллах ﷻ объясняет свою Рубубия, объясняет Свою азЗат الذَّات (личность), Свои качества, объясняет, что все люди являются созданием, а Аллах является Раббу-ль-‘алямин, Аллах всё создал и является нашем Творцом и Создателем.

Второй вопрос был такой – для чего Аллах нас создал? Сурату-ль-Фатиха отвечает нам:

«Только Тебе мы поклоняемся (и не поклоняемся никому, кроме Тебя) и только у Тебя просим о помощи (и не просим о помощи ни у кого, кроме Тебя)».

В этом аяте Аллах объясняет Свою Улюхию أُلُوهِيَّةٌ. Сура аль-Фатиха отвечает: Аллах создал человека только для того, чтобы он поклонялся Аллаху. /Ийякя на’буду/ является целью жизни человека.

В этой суре Аллах сначала объясняет Свою рубубию (альхамдулиЛляхи рабби-ль-‘алямин, ар-Рахмани-р-Рахим, малики явми-д-дин), и когда человек понял рубубию Аллаха, понял сыфаты صِفَاتٌ (качества) Аллаха, тогда Аллах объясняет свою улюхию. Когда человек познал своего Господа и признал Его рубубию, у него появляется интерес к поклонению. Когда человек понял, что Раббу-ль-‘алямин является Аллах и Он создал всё, и ведет всю эту систему, Он Сам всё контролирует, то у человека в сердце появляется уважение к Аллаху, любовь к Аллаху, скромность перед Аллахом, он начинает бояться Аллаха – это и есть поклонение. Поэтому в Куръане после рубубии и асма ва сыфат صِفَاتٌ أَسْمَاءٌ و (имена и качества) Аллах объясняет ‘улюхию для того, чтобы человек полюбил Аллаха и поклонялся, потому что любовь к Аллаху это и есть поклонение; любить Аллаха, бояться Его, уповать на Него, уважать Его, надеяться на Него, подчиняться Ему - это и есть поклонение. Аллах в суре аль-Фатиха говорит /ийякя на’буду/ «Только Тебе мы поклоняемся» - это и есть цель жизни человека. Также, в другой суре Аллах объясняет:

Сура аз-Зарийят (Рассеивающие прах) 51:56:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».

И не является целью жизни ничто иное, кроме как поклонение Аллаху. Аллах говорит: «Я ни для чего другого вас не создал, Я создал вас только для поклонения». Это говорит о том, что основной целью жизни человека является поклонение Аллаху. И это является уважением к человеку и его достоинством, так как ему объяснили цель жизни, для этого были ниспосланы Небесные Книги, для этого пришли пророки عليهم السلام. Это является достоинством человека, потому что все, кроме людей, знают и прекрасно выполняют свои обязанности, хоть им никто не объяснял цель их жизни, к ним не приходили пророки. Например, солнце прекрасно выполняет свою задачу, хотя к солнцу не приходил пророк, и, тем не менее, оно знает свою цель. Оно никогда не опаздывает, никто не может сказать, что солнце сегодня опоздало на пять минут или отказалось выполнять свои обязанности или нарушило какой-то приказ. Нет, солнце работает, луна работает, звезды работают, вода работает, ветер работает – все работают и знают свою цель. А человеку Аллах дал достоинство и сделал его лучше, чем остальные творения, потому что к ним пришли пророки и Небесные Книги, чтобы объяснить им цель жизни. К людям пришло Слово Аллаха, но, несмотря на это достоинство, человек всё равно не выполняет цель жизни так, как другие создания Аллаха. Человек проявляет лень, небрежно относится к этой цели, которую объясняет сура аль-Фатиха и этой целью является поклонение Аллаху ﷻ.

Третий вопрос был такой – метод поклонения какой? Итак, мы поняли, что целью жизни является поклонение одному Аллаху. Возникает следующий вопрос – как поклоняться? То есть, как хочешь или же есть определенный метод? Сура аль-Фатиха объясняет нам:

«Веди нас прямым путем,

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев Твой, и не заблудших».

/Ассыратъа-ль-мустакым/ -  это и есть путь пророка ﷺ. /Ан’амта ‘аляйхим/ -  это и есть сподвижники رضي الله عنهم, то есть, пророк объяснил им методы поклонения, они поняли и поэтому не были под гневом Аллаха и не заблудились. Значит надо поклоняться Аллаху так, как учил пророк ﷺ, как поняли сподвижники, его ученики. То есть, методом поклонения является /Ассыратъа-ль-мустакым/ это то, как учил пророк и это был путь сподвижников. /Сыратъа-ль-лязина ан’амтааляйхим/ - это путь тех, кого облагодетельствовал Аллах. /Ассыратъа-ль-мустакым/ - это прямой путь, путь пророка, метод пророка, сунна. 

Христиане говорят, что цель одна и человек может любыми способами достигать ее, и приводят пример, что если тебе надо забраться на холм, то нет разницы, с какой ты стороны поднимаешься, главное чтобы ты поднялся – нет разницы, Ислам это или христианство, или что-то другое, главное, что ты поклоняешься Аллаху и всё. Это и есть заблуждение. Аллах говорит – нет, есть определённый метод, определённая дорога и это сыратъа-ль-мустакым, это единственная дорога к Аллаху ﷻ. Чья это дорога? /Сыратъа-ль-лязина ан’амтааляйхим/ - это дорога сподвижников, Аллах их облагодетельствовал, когда они шли по этой дороге, и Аллах не разгневался на них, они были в безопасности от гнева Аллаха и от заблуждения. 

Когда человек познает своего Господа и признает Его рубубию, Его Господство, будет поклоняться только Ему и по методу Мухаммада ﷺ, и не будет вводить в религию никаких других методов, то этот человек будет на сыратъа-ль-мустакым. Этот человек будет на прямом пути, Аллах облагодетельствует его и в дунья и в ахира, и не будет он под гневом Аллаха, и не заблудится. /Гайри-ль-магдубиаляйхим ва ля-д-дъаллин/ - они не будут под гневом Аллаха, как яхуды (иудеи), и они не заблудятся, как заблудились христиане. Когда человек признал рубубию и ‘улюхию, т.е. Господство Аллаха и Господство Аллаха в поклонении, когда он понял и принял это, когда он отрицает и отказывается от куфра и ширка, от неверия и многобожия, принимает путь пророка и не делает никаких нововведений, то Аллах облагодетельствует его и будет им доволен. Это и есть тот человек, который познал цель жизни.

Это очень важные темы, которые Куръан подробно нам объясняет. Поэтому сура аль-Фатиха является резюме всего Куръана, который начинается с этой суры, и поэтому Ислам говорит, что в намазе в каждом ракаъате нужно читать суру аль-Фатиха, ибо ракаъат не будет действительным, пока человек не прочитает суру аль-Фатиха. Это для того, чтобы человек каждый момент думал о суре аль-Фатиха и о трёх вопросах, чтобы человек всегда знал, Кто его создал и как Ему поклоняться. Очень важно, чтобы человек знал Аллаха, знал, что целью жизни является поклонение Одному Аллаху, и знал, что не каждый метод принимает Аллах, а только метод пророка ﷺ. Если бы можно было поклоняться по своему, как хочется, то для чего Аллах посылал пророков? Пророки пришли и объяснили нам – Кому поклоняться и как поклоняться. Если человек нарушает «Кому поклоняться», то он совершает ширк, а если человек нарушает «как поклоняться», то он совершает нововведение /бид’а/ بِدْعَةٌ. Это два больших греха и это является заблуждением.


Dr. Abu Shuaib Al-Maidani

Комментариев нет