«Работать с Сокуровым – это как учиться плавать». Режиссер празднует 70-летие

polina_plitkina avatar   
polina_plitkina

Александр Сокуров родился в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. Отца будущего режиссера по делам службы часто отправляли в различные уголки нашей страны и Восточной Европы, и семья кочевала вместе с ним. В итоге Александр Николаевич начал учиться в Польше, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал на местном телевидении, где уже в 19-летнем возрасте выпустил свои первые телепрограммы: репортажи прямом эфире, в том числе спортивные передачи, а также несколько телефильмов. В 1974-м Сокуров защитил диплом историка, а уже через год поступил во ВГИК, где за отличную учёбу даже получал именную стипендию С. Эйзенштейна.

Первый фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека» посчитали… антисоветским. Было принято решение об его уничтожении. И тогда режиссер вместе со своим товарищем Юрием Арабовым пошли на отчаянный шаг: взломали архив и выкрали фильм. С этого момента картина кочевала по общежитиям, где ее смотрели молодые кинематографисты. Однажды фильм увидел Андрей Тарковский, который позже рекомендовал Сокурова на «Ленфильм». Только спустя девять лет «Одинокий голос человека» попал в ограниченный прокат. Картину посмотрели отборщики престижного международного кинофестиваля в Локарно, где фильм мало кому известного молодого режиссера завоевал приз.

На «Ленфильме» Александр Сокуров снял многие известные кинокартины: «Скорбное бесчувствие», «Ампир», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Камень», «Тихие страницы», «Мать и сын», «Молох» и «Телец». Параллельно он сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разные годы создал несколько десятков документальных картин.

«Я сделала с Александром Сокуровым три картины – «Мать и сын», «Тихие страницы», «Восточная элегия», – рассказывает знаменитая ленфильмовская художница Вера Зелинская. – Больше всего запомнились «Тихие страницы». Удивляло все: манера съемок, психология режиссера, подход к созданию миров. Александр Николаевич дал мне веру в свои силы. Научил, что художник может сделать все; главное – прочувствовать зачем, а как – само произойдет. Обожаю создавать миры и оживлять пространства. Чувствуешь себя всемогущей».

Одно из главных созданий Сокурова – всегда актуальная «тетралогия власти»: «Молох» о Гитлере, «Телец» о Ленине, «Солнце» о японском императоре Хирохито и «Фауст», вольная интерпретация Гете, – итоговый фильм, сцепивший четыре «главы» в единый философский кинороман о природе власти и о непоправимых изменениях, которые производит в сознании власть неограниченная и неконтролируемая. Вручая Сокурову «Золотого льва» Венеции, президент жюри Даррен Аронофски охарактеризовал «Фауст», как «фильм, который «навсегда меняет каждого, кто его посмотрит».

«Я давно мечтал о кинематографе. И, наконец, мне повезло, я сразу попал в руки великого режиссера – Александра Сокурова. Я прошел пробы и стал Сокуровским актером. Я его на 10 лет старше, но есть ощущение, что на много-много моложе. Он такой глубокий, чуткий, внимательный. Сколько я его знаю, он ни разу не обидел никого, голоса не повысил. Все переживает только внутри. На его съемках потрясающая атмосфера», – рассказал о Сокурове актер Леонид Мозговой.

В 1995 году Европейская академия кино включила имя Сокурова в список ста лучших режиссеров мира. Всю свою творческую жизнь он находится в непрерывном поиске собственного киноязыка, всегда касаясь в своем творчестве самых важных тем нашего бытия. В 2002 году Александр Сокуров создал «Русский ковчег» — первый в истории фильм, снятый единым кадром без монтажных склеек, и это одна из немногих российских картин, ставших хитами мирового проката. Фильм даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.

«Александр Николаевич был художественным руководителем моего фильма «Мальчик русский». Я с ним мог советоваться по любому вопросу. На всех этапах производства он поддерживал меня, всегда был готов помочь, и его зримое присутствие вселяло уверенность. Это как учиться плавать. Новичка бросают в воду, он может доплыть до берега, но появляется паника, и он просто начинает тонуть. А если рядом есть лодка и он всегда знает, что можно схватиться за борт, он доплывает, даже если ни разу не схватится», – рассказал режиссер Александр Золотухин.

КСТАТИ

14 июня, в день рождения Александра Сокурова, на «Ленфильме» стартует ретроспектива его фильмов. Сам Александр Сокуров в рамках своей ретроспективы представит документальные фильмы «Восточная элегия» и «Элегия из России».

Комментариев нет