ВЫБОРЫ 2015 - БРОДЯЧИЙ ЦИРК

wabaev avatar   
wabaev

Шапито карликов



Затянувшееся обсуждение переноса выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года уже напоминает назначение свадьбы. Все вроде бы согласны, а время идет, но для пущей легитимности спрашивают мнение всей родни, даже седьмой воды на киселе.




А между тем, к этой «свадьбе» начинают готовится и те, кого на ней никто вроде бы и не ждет. Особенно это заметно в тех регионах, где 13 сентября будут выбирать местные парламенты. Отличительной особенностью этих кампаний стало то, что в регионы стали заходить мелкие партии, о которых местный обыватель никогда и не слышал. Логика понятна. Для политических «карликов» один мандат в местной думе – за счастье. По закону он открывает дорогу на выборы в Госдуму без сбора подписей. А если «карлики» не добегают до мандата, то хотя бы разогреются перед госдумовской кампанией, заявят о себе в регионах в надежде получить хоть какие-то проценты следующей осенью. Методы для достижения поставленных задач используются разные: законные и не очень.






В качестве примера можно взять ситуацию в богом забытой Магаданской области. Субъект, в котором всего-то 111 тысяч избирателей. Очень специфичный регион со своим гулаговским бэкграундом. И для местного мандата нужно голосов чуть больше, чем одиноких женщин на концерте Стаса Михайлова. Поэтому на выборах в местную думу ожидается участие 13 партий. Это рекорд за весь постсоветский период.




Для начала нужно выдвинуть список. Но где взять в регионе людей, желающих баллотироваться от партии, которую здесь никто не знает? Искать бессмысленно. Поэтому «карлики» подают списки, одинаковые для нескольких регионов. К примеру, ПАРНАС заявил в избиркомы Новосибирска и Магадана практически одних и тех же людей. В Магадане из 24 списочников только трое местных. А представитель этой партии на голубом глазу заявляет, что никто из потенциальных кандидатов в депутаты никогда в Магадан не приедет. Честно сказал о том, что партия-головастик (с большой головой в Москве и маленьким хвостиком в регионе), подставляет один и тот же хвост в разных областях. Фактически это «мертвые души», которых политические «чичиковы» пытаются продать местным избирателям.






После подачи списков нужно собирать подписи. Как это сделать законно и открыто, если партию не знают? Тем более и опыта в сборе подписей у «карликов» практически нет. Уже зафиксированы случаи, когда сборщики подписей представляются представителями страховых кампаний. В общем, «ты их в дверь – они в окно». После такого «прочесывания» территории, избиратель «баррикадируется» от сборщиков других партий. Начинаются взаимные обвинения и скандалы. В итоге вполне можно ожидать, что технологи «карликов» будут подделывать подписи, чтобы хоть как-то пройти регистрацию и добиться следующего транша финансирования из Москвы. Те же парнасовцы и не скрывают, что вместо реальных кандидатов привозят в Магадан графолога. Если нет политического ресурса, то можно ожидать, что начнутся «уроки рисования». А если рисовальщиков подписей поймают за руку и не допустят до выборов, обязательно начнутся скандалы и истерики о том, как у нас зажимают оппозицию.



С одной стороны, участие множества партий – признак демократии, с другой – в регионах начинаются фестивали бродячих политических «цирков». Реальной политической конкуренции, как не было, так и нет. А кому нужно такое политическое шапито? Можно предположить, что единственным реальным итогом этой мышиной возни на региональных выборах станет резкое снижение явки на выборах в Госдуму.



Валерий Подорожный
Комментариев нет