Генерал-адъютант Гуссейн-Хан Нахичеванский рыцарь Императорской России, кто честью, верой и правдой служил Престолу и Отечеству. Он, как никто, не только приумножил традиции своего славно города, но делами и подвигами на долгую память оставил потомках пример высокой нравственности, героизма и верного служения своему Отечеству и Императорской России. За 34 года своей военной и боевой деятельности Гуссейн-Хан прошел путь от корнета до полного генерала кавалерии был удостоен самого высокого воинского звания генерал-адъютанта Его Императорского Величества.
"Инородец" по-настоящему верный русскому царю оказался единственным генералом , кто выступил против отречения Николая II, в то время как это решение монарха поддержали даже двоюродный дядя царя, великий князь Николай Николаевич - командующий Кавказским фронтом, и двоюродный брат Николая Кирилл Владимирович - командир Гвардейского экипажа.
Известен текст телеграммы, которую Гусейн хан Нахичеванский направил в ставку, начальнику штаба генералу Алексееву: "Прошу вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого монарха.
Генерал-адъютант Гусейн хан Нахчыванский", инициировал сбор пожертвований на строительство церкви Святой Ольги в Красном селе. В июле 1907 года Хан Нахичеванский обращается к Протопресвитеру Военного и Морского Духовенства А.Желобовскому с покорнейшей просьбой Благословить инициативу Лейб-Гвардии Конного полка. Его Высокопреподобие разрешает закладку полковой Церкви в Красном Селе и добавляет "призываю Благословение Божие на начало Святого Дела и желаю скорейшего его окончания". многие бывшие командиры и офицеры жертвуя деньги, он в письмах выражали Хану Нахичеванскому свою готовность и в дальнейшем оказывать посильную помощь в Святом Деле. А таковым они считали строительство Храма в честь боя, о котором потомки должны помнить вечно. Потому, что народ забывающий свою историю превращается в толпу. Сохранилось письмо М Арнольди где он благодарит Хана за то, что ему была оказана честь, пожертвовать огромную по тем временам сумму на строительство Храма в честь ратного подвига родного полка. - "Всегда готовый содействовать восстановлению сладких воспоминаний о подвигах родного полка, я считаю себя счастливым, что могу принять участие в постройке Храма, в память столетней годовщины Фридландского боя. Прилагаю при сём 1000 р. и прошу Ваше Сиятельство принять благодарность старого Конногвардейца за доставленную ему честь. М.Арнольди".
И так архитектор Басин представил проект и смету каменной Православной Церкви в виде уменьшенной копии Благовещенского Собора, а мусульманин — Гусейн Хан Нахичеванский утвердил их. Благодаря своей деликатности, удивительной скромности и доброму отношению к подчиненным, В Российской империи тогда никому не было дела до национальности и вероисповедания воина, верного присяге. И это, наверное, правильно, потому что вражеские пули – они ведь тоже не разбирают… Хан Нахичеванский был любим в войсках и вверенные ему соединения с честью выполняли боевые задачи. Вверенные ему войска никогда не знали поражений. Гуссейн-Хан был очень-приметным человеком в Государстве Российском, не менее значительным, чем любой, без исключения, из руководителей власти Советов в Петрограде. Думаю нелишне было напомнить людям особенно россиянам о храбром сына Азербайджанского народа,солдате .чтобы помнили о нем там, где ступали копыта его коня, и сверкала его шашка.
Автор: Светлана Мамедова
Комментариев нет