БОЛЬШАЯ МУЗЫКА ДЖОНА СОКОЛОВА

liubovgd avatar   
liubovgd

На интернет-портале «Московского комсомольца» прочитала однажды беседу с американским композитором из Лос-Анджелеса (Южная Калифорния) - Джоном Соколовым (JohnSokoloff), с которым незадолго до этого познакомилась. Нестыковка между именем и фамилией, понятно, и у меня вызвала вопросы. Отметила, что вместе они смотрятся как псевдоним. Это и хорошо, в таком виде они даже на слух более органичны, а, значит, и более приемлемы для англоязычной среды, где композитор, он же - виртуозный пианист, родился и вырос. С другой стороны, фамилия, хоть и заканчивается на здешний манер двумя звучными «эф», – её русское происхождение сразу же бросается в глаза. …Как странно, что двойственность, изначально заложенная в сочетание английского «Джон» и русского «Соколов», - полностью отражает истинное положение дел. «Сердцем я американец, а душой русский», - говорит правнук эмигрантов первой волны, после долгих скитаний по миру обосновавшихся в Северной Америке. Настоящее же имя - Иван Соколов (в паспорте у него так и записано) – несомненно, соответствует, если не содержанию, то самому духу его творчества. Ничего более русского в современном музыкальном творчестве я давно не слышала.

Но, если вы скажете, его дивная музыка имеет интернациональную основу, - то будете по-своему правы. Он и сам констатирует, что в ней соседствуют европейские, латиноамериканские, ближневосточные мотивы, присутствует немножко испанского, немножко еврейского и, конечно, чуть-чуть от американского черного блюза и от джаза. Ведь, Иван Алексеевич является гражданином многонациональной страны, ставшей пристанищем эмигрантов со всего мира, что, конечно, не могло не отразиться на музыкальной палитре его произведений. Согласна, в них сравнительно мало от русского фолка. Но, с другой стороны, и Россия - исторически сложилась как многонациональное государство… Тогда что же делает музыку Джона Соколова столь узнаваемо русской?

…Атмосфера всеобщего обожания исторической родины и ностальгия по утраченному присутствовали повсеместно там, где возникала и сплачивалась хоть небольшая группа соотечественников, и в первую очередь, разумеется, - в эмигрантских семьях. Семья, где воспитывался Ваня, (так зовут его домашние и близкие) не была исключением. Тоска по родине держала в крепких объятиях заложников чести. Бабушка и дедушка Ивана, буквально бредившие Россией, - старались передать ему русский язык и русскую культуру, духовные сокровища, сохранение и приумножение которых составляло отныне смысл существования всех изгнанников. Этот культ обожания сделал возможным невероятное: за рубежами Советской России образовался её Небесный Китеж – Русское Зарубежье. Оно стало носителем русского духа, который в самой России, казалось, грозил быть утерянным навсегда. Видимо, благодаря этому культу Ваня всем своим существом проникся идеей Святой Руси. Он пишет музыку, в которой нет прямых указаний на присутствие этого образа, но есть драгоценное нечто, о его присутствии настойчиво говорящее. В лучших его работах сияет оно тихим светом истины, струится лазурными потоками любви, покоя и сострадания. Русская душа американского композитора говорит удивительно чистым... хрустальным языком радостных сновидений, на которые временами набегает тень сомнения.

Первое впечатление от знакомства с его произведениями бесповоротно убеждает, что они созданы талантливым и светлым человеком. Нежно-томительное, неотвратимое, неотступное чувство тоски, которое посещает тех, кто с Россией разлучён, - лучше всего характеризует одухотворённую музыку этого композитора. Но в его интерпретации это чувство и состояние - не омрачает, а очищает. Он как бы ставит знак равенства между тоской по родине, памятью о тех, кто её когда-то потерял и любовью к России.

Захотелось узнать, как он сам понимает природу своего творчества. Прочитав упомянутое выше интервью, я была приятно удивлена, что мои суждения во многом совпадают с высказанными там мыслями, - и не удержалась, оставила комментарий в списке многочисленных отзывов. Привожу его здесь дословно: «Прекрасным интервью нас порадовала "Комсомолка". Даже не будучи хорошо знакомым с творчеством Соколова, уже по этой удавшейся беседе можно судить, что имеешь дело с глубоко и тонко чувствующим, содержательным человеком, безусловно, личностью неординарной.

Примечательно, что композитору удаётся выразить богатый внутренний мир, прибегая к малым музыкальным формам. Ему есть, что сказать, и то, что он делает, - это, несомненно, Музыка. С большой буквы». Задним числом уточню и дополню собственную оценку: одновременное присутствие в ней мотивов любви к родине и тоски по ней, а также благодарности к тем, кто сумел передать потомкам её образ незапятнанным, - делают музыку Джона Соколова щемяще пронзительной.

То и удивительно, что ограниченными, казалось бы, средствами Иван Алексеевич Соколов умеет создавать произведения, говорящие не только о великом разнообразии и несказанной красоте Божьего Мира, но и о несовершенстве человеческой природы. Он делает это так проникновенно, так искренне, так доверительно и безоглядно, что в какой-то момент перед нами зримо предстает главное действующее лицо его музыки - Человек Первозданный, умеющий мыслить, чувствовать и, значит, страдать, а не только радоваться жизни, – и он прекрасен. Иногда этот современный Адам счастлив и беспечен, иногда сокрушается и печалится, но печаль его всегда светла, ибо исполнена веры и надежды. Я бы сказала, музыка Джона Соколова, вынашивает мысль о бессмертии души, которой, может быть, суждено когда-нибудь соединиться со Всеобщей Мировой Душою... Но и музыка ли - стихия этих чистых, прозрачных, как бы живорождённых звуков, каплющих сверкающими слезами с горних недоступных высот?

Любовь Гаршина (Л. Гаршина-Дюрам)
Сан-Франциско. Северная Калифорния
http://www.youtube.com/watch?v=1h6sAuk3TFA - JohnSokoloff ~ BlissMisplaced (FullAlbum - полный альбом) - один из многочисленных музыкальных альбомов композитора.
Aucun commentaire trouvé